АЙМАУТОВ ЖУСИПБЕК

(1889–1931) Человек щедрого таланта, многожанровый писатель, основоположник драмы и романа на казахском языке, ученый, просветитель, педагог, психолог. Суждения, высказанные им по проблемам педагогики, психологии и методике не потеряли своего значения в настоящее время. Автор учебников «Педагогическое руководство» (1924) для учителей, «Психология» (1926 г.), «Психология и выбор профессии» (1926), «Методы комплексной системы преподавания» (1929). Родился в 1889 г. в Кзылтау Баянаульского района Павлодарской области в бедной семье. Начальное образование получил у аульного муллы. А в 1907 г. поступил в Барнаульскую русскую школу, но вскоре покинул ее. В 1911 г. он продолжил образование в двухклассной русско-казахской школе г. Кереку (Павлодар), а с 1914 г. – в Семипалатинской учительской семинарии, которую закончил в 1919 г. С этого времени начиналась его творческая и общественная деятельность. Здесь он знакомится с К. Сатпаевым и М. Ауэзовым. Учась в семинарии и параллельно добывая себе на пропитание, не чурался никакой работы: был чеканщиком, столяром, плотником, сапожником, изготовлял домбры, сам играл, исполняя придуманные им же песни и мелодии к ним. Еще подростком в 13 лет он писал стихи. После гражданской войны он активно включился в работу по ликвидации безграмотности, отдавал все силы делу просвещения народа и приобщения его к мировой культуре. Он вступил в ряды коммунистической партии, издавал журнал «Абай». В 1920 г. его избрали делегатом съезда Советов Казахстана, с 1921 г. – заведующий Семипалатинским губернским отделом народного образования, а также редактор газеты «?аза? тiлi». В 1922-1924 гг. работал учителем в школе Каркалы, преподавал в институте в городах (Оренбург, Ташкент) и техникуме (Шымкент), а с 1926 по 1929 гг. был директором Шымкентского педагогического института. В 1929 г. он переехал в Кзыл-Орду для работы в газете «Ебекшi ?аза?», где был арестован и в 1931 г. - расстрелян. Его перу принадлежит большое количество работ по различным вопросам национальной культуры. Он автор более 10 книг, сотен научно популярных и публицистических работ, десятка художественных книг, учебников и учебных пособий по методике, педагогике и психологии, этике, эстетике и лингвистике. Им переведены ряд произведений У. Шекспира, В. Гюго, Г. Мопассана, А. Пушкина, Н. Гоголя, Л. Толстого. Он – автор таких произведений, как «Привет, Сары - Арка», «Кочевка», «К?миля», «Солдатская Марсельеза», «В бездонной пропасти», «?арт?ожа», «А?белек». Им написаны рассказы и драмы, книги для детей литературно-критические статьи. Его неустанная педагогическая, переводческая, издательская и общественная деятельность позволяет причислить Аймаутова к когорте великих казахских педагогов-просветителей. Свои педагогические взгляды изложил в статье «Т?рбие». Он считал, что результативность общественного труда человека зависит от воспитания. Воспитание должно воспитать в человеке положительные черты, выработать характер. Огромное значение ученый придал физическому и духовному воспитанию. Он утверждал, что сила воспитательного воздействия зависит от ряда условий и факторов: школа, воспитатель, среда, окружение ребенка, его религия и т.д. Придавая большое значение роли семейного воспитания, Аймаутов говорил: «Главное воспитательное средство – это пример родителей. Прежде чем воспитывать ребенка воспитатель должен быть воспитанным». Вместе с тем он подчеркивал первостепенное значение обычаев и традиций родного народа в воспитании ребенка. Определяя цели и задачи воспитания, он говорил: «Основная цель воспитания – выработать характер, служение человечности, трудолюбие». Дидактические взгляды изложены в его учебнике «Пособие для воспитателей». Он дает научное определение дидактике: «Дидактика – это основной раздел педагогики, где рассматриваются правила и закономерности обучения, система образования. Дидактика также должна указывать учителям эффективные пути обучения». Он высоко оценивал роль учителя. Учитель должен быть не только преподавателем, но и воспитателем, любить свою профессию, быть образованным, обладать мастерством, знать психологию. Большое внимание уделял изучению родного языка. Родной язык – это зеркало духовной жизни народа. В языке одухотворяется весь народ и вся его история. Родной язык есть самая живая и прочная связь, соединяющая отжившее и будущее народа. В своих педагогических высказываниях дает ряд указаний: с какого класса необходимо изучать историю и какую историю в школах должны первоначально изучать. В соответствии со своими взглядами он рекомендовал изучать историю родного края, затем историю двух народностей и всеобщую историю. Высказывал много ценных мыслей о методике преподавания истории, литературы, географии. Он оставил богатое наследие в области психологии. Им написаны книги: «Психология» (1926), «Пути комплексного обучения» (1929 г.). В этих трудах глубоко освещены вопросы психологии. Как критик Аймаутов опубликовал в журнале «Абай» № 1 статью «Послеабаевские поэты», в которой рост просветительского отряда и литературы вообще он связывает с пробуждением национального самосознания. Основу же этого пробуждения Аймаутов усматривает в трех факторах: деятельность Абая, газеты «?аза?» и духовное развитие народа, повернувшегося лицом к науке и образованию. Также как и Абай, он каждым своим словом заставляет молодежь думать, стремиться к самосовершенствованию.

Просмотров: 1602
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Кусаинов Г.М., Кусаинова М.А. Психолого-педагогический словарь, фрагмент. Усть-Каменогорск, Изд-во, 2007.




Другие новости по теме:

  • «К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ МОНИСТИЧЕСКОГО ВЗГЛЯДА НА ИСТОРИЮ»
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли
  • ВРАГ НАРОДА
  • ГУМАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ
  • Гуманизация воспитания и обучения
  • Гуманизация воспитания и обучения
  • ДВОЙСТВЕННОЕ ОТНОШЕНИЕ НАРОДА К ВЛАСТИ
  • ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОСПИТАНИЯ (ОБУЧЕНИЯ)
  • Индивидуализация воспитания и обучения
  • Индивидуализация обучения и воспитания
  • Исследование общения в Институте психологии РАН: школа Ломова Б. Ф.
  • КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАНИЯ (обучения)
  • Коллективный характер воспитания и обучения в сочетании с развитием индивидуальных особенностей личности каждого ребенка
  • ПРИЕМ ВОСПИТАНИЯ (обучения)
  • ПРИНЦИП КУЛЬТУРОСООБРАЗНОСТИ ВОСПИТАНИЯ, ОБУЧЕНИЯ
  • ПРОСТОГО НАРОДА, МЕТОДИКА
  • Персонализация воспитания (и обучения)
  • Простого народа методика
  • Прочность, осознанность и действенность результатов воспитания и обучения
  • РОДНОЙ ЯЗЫК в школе Рос. Федерации с нерусским языком обучения
  • Средства обучения и воспитания
  • Тест Составь картину-историю
  • Цветовая культура народа
  • ЧИСЛЕННОСТЬ НАРОДА
  • ЯЗЫКОВЫЕ УСТРЕМЛЕНИЯ НАРОДА
  • Языковые амбиции народа
  • Языковые права народа
  • Языковые устремления народа
  • эффект быть-как-все (BANDWAGON EFFECT) (в экономической психологии)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь