|
Моральное развитие- процесс развития или усвоения нравственных норм поведения. 1. Наиболее часто цитируемой является теория морального развития Лоренса Колберга, основанная, в свою очередь, на теории морального развития Жана Пиаже. Л.Колберг с помощью сконструированного им эксперимента установил, что существует 3 стадии морального развития, на каждой из которых разграничиваются 2 фазы. Первая, предморальная или доконвенциональная стадия морального развития в первой её фазе проявляется тенденцией к избеганию физического наказания, которое следует сразу же за девиантным действием (поведение регулируется стремлением избежать аверсивных стимулов), на второй фазе - желанием получить немедленное поощрение за совершаемое адекватное действие (гедонистическая мотивация поведения). Вторая, конвенциональная стадия морального развития в первой её фазе характеризуется избеганием пусть и отставленного порицания или морального осуждения со стороны других людей (то есть чувством стыда), во второй - желанием получить одобрение своим действиям со стороны сильной легитимной власти, авторитетов, социальной группы. На второй стадии поведение регулируется, таким образом, чувством стыда и стремлением заслужить чувство уважения к сеье за свои действия. Третья, постконвенциональная стадия морального развития в первой её фазе характеризуется озабоченностью сохранить ценности общества, справедливый моральный порядок и чувством собственного достоинства (человек не совершает дурных поступков, так как считает их недостойными самого себя), а во второй фазе - отражением личной совести и выработанными самим человеком универсальными нравственными принципами (человек превращает нравственные требования в свою потребность вести себя должным образом, он сам хочет того, что ранее он должен бы делать по принуждению извне). По мнению Л.Колберга, третьей стадии морального развития достигает сравнительно небольшое число людей. Л.Колберг подвергся резкой критике со стороны феминисток и провёл длительное катамнестическое исследование, результаты которого полностью подтвердили его ожидания относительно поведения испытуемых с разными стадиями морального развития; 2. в психоанализе развитие морали связывают с идентификацией ребёнка с ценностями родителей и интернализацией этих ценностей в супер-Эго; 3. в бихевиоризме - согласно теории социального научения А.Бандуры, развитие морали происходит посредством определённой системы распределения наград и наказаний взрослыми и сверстниками; 4. в психопатологии – замедление, остановка, искажение, любое другое нарушение нравственного развития индивида, в быту, да и в специальной литературе нередко обозначаемая как нравственная деградация, моральное уродство. В психопатологии эта сфера внутренней жизни человека изучена крайне недостаточно, ограничиваясь обычно констатацией грубых, тяжёлых проявлений.
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|