ТЕОМОНИЗМ

(theomonism, от греч. monos - один, единственный и греч. theos - бог) - единство в Боге, объединение разных вер на основе единобожия. Слово "теомонизм" - богоединство, состоит из тех же корней, что и "монотеизм" - единобожие, но оно означает не просто веру в единого Бога, а объединение самих вер на основании единого предмета веры. Иудаизм, христианство и ислам, а также их многочисленные разветвления представляют разные формы единобожия - и вместе с тем исторически враждовали между собой: общая любовь к Одному Творцу превращалась в их взаимную ревность. Но если Бог един, то и вера должна быть едина. Наличие многих вер в единого Бога - промежуточная стадия между многобожием и единобожием, когда единство достигнуто, так сказать, в предмете, но не в способе веры. Многоверие было естественно лишь в условиях многобожия, единобожие же по сути требует единоверия. К нему ведёт историко-эсхатологический процесс, сводящий разные по истокам религиозные традиции в единстве конца. История монотеизма завершается в теомонизме; вера в единого Бога - в единстве самой веры.

У каждой религии, направления, секты - свои откровения, основатели, особое историческое время и место возникновения... Но последнее откровение может быть только одним и общим для всего мира, иначе оно не было бы последним. Как Бог-Творец един перед лицом первочеловека Адама, так Он един и перед лицом человечества, завершающего мировой процесс. От монотеизма - к теомонизму, от веры в единого Бога - к единству вер в Боге. "Один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец, и над всеми, и чрез всех, и во всех нас." (Евр. 4: 5-6). Точные сроки конца неизвестны, но очевидно, что с каждым часом исторического существования мир становится ближе к концу, чем к началу, и это выражается в усилении объединительных движений веры, в частности, в росте христианского экуменизма. Начала у всех религиозных традиций - разные, а конец может быть только общий, и отсюда - прогрессирующая единоверческая тенденция. Единоверие - отказ от веропоклонства, ибо поклонение разным верам и их уставам вместо единого Бога может рассматриваться как один из видов идолопоклонства.

В основном это интеграция монотеистических вер, имеющих общий авраамов корень. В этом существенное отличие теомонизма от протестантского модернизма, ориентированного на одно только христианство, причем строго евангельского, "очищенного", демифологизированного толка. Единоверие скорее ориентировано на Книгу Бытия и Откровение Иоанна, в которых раскрывается единство человечества на доисторической и сверхисторической границах его существования во времени. См. также Бедная религия, Постатеизм.

---------------------------------------------------------------------

М. Эпштейн. Пост-атеизм, или Бедная религия. Октябрь, #9, 1996, 158-165.

Михаил Эпштейн

Просмотров: 459
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Т.В.Артемьева, И.П.Смирнов, Э.А.Тропп, Г.Л.Тульчинский, М.Н.Эпштейн. Проективный философский словарь, 2002 г.




Другие новости по теме:

  • (Грамматически о гласном): обоюдный, т.е. тот, который может быть и долгим и кратким
  • «МЕТАФИЗИЧЕСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ», «Медитации о первой философии, в которых доказываются существование Бога и отличие человеческой души от тела»
  • «РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ»
  • АВТОРИТЕТ ВЕРЫ
  • Ансельм Кентерберийский. Доказательства бытия Бога
  • БОГ В ФИЛОСОФИИ И БОГ ВЕРЫ
  • Вера в Бога
  • ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОГА
  • ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОГА
  • ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОГА
  • ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОГА
  • ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОГА
  • ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОГА
  • ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОГА
  • ДОКАЗАТЕЛЬСТВА СУЩЕСТВОВАНИЯ БОГА
  • ЕДИНОГО ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА ТЕОРИЯ
  • ИСТОРИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО БЫТИЯ БОГА
  • КОСМОЛОГИЧЕСКОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО БЫТИЯ БОГА
  • МОРАЛЬНОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО БЫТИЯ БОГА
  • ОДИН К ОДНОМУ, СООТВЕТСТВИЕ
  • ОНТОЛОГИЧЕСКОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО БЫТИЯ БОГА
  • ОНТОЛОГИЧЕСКОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО БЫТИЯ БОГА
  • Паскаль: религия как разрешение всех противоречий человеческого существования
  • РЕЛИГИЯ В ПРЕДЕЛАХ ТОЛЬКО РАЗУМА
  • Разговор один на один, тет-а-тет
  • Реципрокный паттерн взаимодействия, при котором событие может одновременно быть следствием предшествующего и причиной последующего события.
  • ТЕЛЕОЛОГИЧЕСКОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО БЫТИЯ БОГА
  • ФИЛОСОФИЯ ЧУВСТВА, также философия веры
  • ЦЕЛЕРА-ГРИЗИНГЕРА-НЕЙМАНА КОНЦЕПЦИЯ ЕДИНОГО ПСИХОЗА
  • Целера-Гризингера-Неймана концепция единого психоза



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь