БОЛЬ

– последний критерий существований, открытый сознанию, универсальный невербальный способ переживания бытия. Человек как человек и люди как люди способны почувствовать только свою боль, а значит - понять боль другого. В социальных отношениях б. – один из знаков власти, нетерпимости. Порог б. – порог терпимости, универсальный предел социальной толерантности.

Метафизический европейский субъект совершает мыслительный акт через радикальное сомнение. Процесс же нанесения какой-то травмы - себе или другому - или какой-то изначальный физический изъян оказывыаются операцией самоудостоверения: это моя рана, это моя немощь и одновременно - проявление не моего, того, что я сам не могу помыслить и почувствовать, но на моей территории, как некий подарок судьбы. Различие между российским и европейским сознанием онтологично.

Пытка, рана - это дыра в тело, граница, где тело каким-то образом проявляется. Это как бы напоминание, что у нас есть тело. И напоминание, что телом можно жить так же, как и разумом. Драка, пощечина, воинский или спортивный поединок также могут рассматриваться как своеобразное телесное напоминание человеку о себе самом, обращение внимания на себя, обретение себя. Недаром воинская подготовка издавна считается способом к укреплению и мобилизации духа личности.

Более того, рана может рассматриваться как первая метка, первый знак. [3] Архаический ритуал как некоторое нанесение раны на тело земли или любой другой субститут (камень, дерево и т.п.), на собственное тело... Затем замена субститутов в виде деревянных и глиняных дощечек... Нарастает дистанция. И тело постепенно вытесняется из коммуникаций, выносится за скобки.

Современное общество не только испытывает кризис наказания, но и утрачивает переживание боли: медицина, законодательство, наркотики, прочие плоды цивилизации дают довольно прочный механизм защиты от возможной боли и снятия боли реальной - вплоть до возможности спокойно умереть при самых тяжелых болезнях. И тогда человек атомизируется, утрачивая пространство реального переживания. Следствием этого является ностальгия об утрате, повышенный интерес к показу, описанию и обсуждению боли и насилия, свойственные современной культуре и искусству. «Тот, кто избивает тело, набрасываясь на очевидность, не может или не хочет знать, что с каждым ударом он делает этот «субъект» - это hoc – еще более явным, беспощадно явным». [1] Не случайно издательская программа Ad Marginem начала удовлетворять интерес к постмодернизму и телоцентризму с публикации текстов маркиза де Сада и Захер-Мазоха.

1. Нанси Ж.-Л. Corpus. М., 1999, С.76.

2. Рорти З. Случайность, ирония и солидарность. М., 1996.

3. Савчук В.А. Кровь и культура. СПб, 1996.

Г.Л.Тульчинский

Просмотров: 933
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Т.В.Артемьева, И.П.Смирнов, Э.А.Тропп, Г.Л.Тульчинский, М.Н.Эпштейн. Проективный философский словарь, 2002 г.




Другие новости по теме:

  • (Мертвое) тело, труп, живое тело
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • Автор как переводчик себя
  • АСТРАЛЬНОЕ ТЕЛО, или Астральный Двойник
  • ВЛАСТЬ и ТЕЛО ВЛАСТИ
  • Группа как субъект общения
  • Духовное тело и тело плоти
  • ДУХОВНОЕ ТЕЛО и ТЕЛО ПЛОТИ
  • Здравоохранение (как система мероприятий по сохранению, укреплению и восстановлению здоровья населения)
  • Механицизм как особый способ исследования
  • Мозолистое тело (CORPUS CALLOSUM)
  • Н.Луман: Общество как коммуникативная система
  • Общение как процесс
  • Перевод как речевой акт
  • Практика, как критерий истины
  • Рефлексия как механизм общения
  • СМЫСЛ И ТЕЛО (тело смысла)
  • Социализация как процесс
  • Суицидальное поведение как способ манипуляции
  • СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом
  • ТЕЛО АЦЕТОНОВОЕ (ACETONE BODY), ТЕЛО КЕТОНОВОЕ
  • Техника «это еще не все»
  • Человек — это звучит гордо
  • Человек в контексте традиционных культур. Человек как манифестация атмана
  • Человек как ученый
  • ШИШКОВИДНОЕ ТЕЛО (или ЖЕЛЕЗА)
  • Школа как культурно-образовательное пространство
  • Экзистенциализм:Человек как уникальное существо и власть усредняющего начала
  • ЭКСКУРС В ПРОБЛЕМУ: КАК ВОЗМОЖНО ОБЩЕСТВО?
  • Эмпириокритицизм как теоретико-познавательная программа искоренения метафизики



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь