|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Социология » Народы и культуры/ Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия. Под ред. Р. Хоггарта, 2002 г.
Бог(god), трансцендентное представление, присущее религиям народов мира (религия). Религии различаются числом призываемых Б. В одних, политеистических, фигурирует целый сонм Б. (др.-греч. религия, религия Древн. Китая, Кореи, Японии, Индии, Древн. Востока). В др., монотеистических, напр. иудаизме и исламе, Б. — единый, всемогущий и всемилостивый; в христианстве образ Б. также занимает центр, место, но это образ сложный, триединый (бог-отец, бог-сын, бог— святой дух). Возможны также сочетания политеистических и монотеистических представлений о Б. Во мн. африканских традиционных религиях существует сложная иерархия почитаемых Б., из к-рых один обычно выступает как гл. В индуистской и др. религиях такого явного возвышения одного Б. над др. нет. В нек-рых разновидностях индуизма поклоняются Вишну и Шиве, к-рые воплощаются в др. Б. Согласно адвайта-веданте, в персонификации Б. нуждаются люди с ограниченными духовными потребностями, тогда как основой всего существующего является брахман — безличная, бестелесная и бесконечная субстанция. На протяжении веков существовали разл. формы богопочитания; это могло быть и жертвоприношение, и церковные службы, собиравшие толпы верующих, и просто молитва, к-рую человек возносил Б. в надежде, что он его услышит. При этих действиях могли проявляться самые разнообразные эмоции (трепет, страх, восторг, благодарность). Зачастую образ Б. приобретал мифологические черты. Б. наделяли человеческими чувствами, облекали в плоть, наделяли опред. полом. Он мог существовать явно и скрыто, быть справедливым и милосердным, добрым и злым, творцом и разрушителем, единым и многоликим. Но всегда воспринимался не как отвлеченное понятие, а как сама трансцендентность. В нач. 20 в. последователи религии задались вопросом, может ли существовать единая модель разных концепций трансцендентного? При этом нек-рые выступали в пользу эволюции от политеизма к монотеизму, др., напротив, в пользу обратной эволюции от первонач. монотеизма к политеизму и пантеизму. До сих пор однозначного ответа на этот вопрос нет.
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Народы и культуры/ Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия. Под ред. Р. Хоггарта, 2002 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|