Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 48 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 49 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 51 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 52 Утечка умов



Утечка умов

(англ. «brain drain») — или интеллектуальная — эмиграция научно-технических и других высококвалифицированных специалистов на постоянное (как правило, с изменением гражданства) или на временное (на длительный срок по контрактам на работу) проживание; своеобразный вид международной миграции населения. «Утечка умов» идет преимущественно в экономически развитые страны, в основном в США, Канаду, Великобританию, а в 1980— 1990-х гг. — также в ЮАР, Израиль, Саудовскую Аравию, другие арабские страны Персидского залива. В 50 —60-х гг. «утечка умов» шла главным образом из одних развитых стран в другие (например, из Великобритании и Канады в США), с 60-х гг. — из развивающихся стран, особенно Латинской Америки, Азии, значительно меньше — из Африки (Египта, Алжира, Нигерии и др.). В конце 80 — начале 90-х гг. характерным явлением стала «утечка умов» из СССР (затем из государств, ранее входивших в его состав) и стран Восточной Европы в США, Канаду, Германию, ЮАР, Израиль, Швецию и др. По данным паспортно-визовой службы МВД России, в общем числе уехавших на постоянное место жительства в 1993 г. ученые заняли третье место.

Квалифицированные специалисты переезжают в другие страны по многим причинам, включая более высокую зарплату, более благоприятные условия, более широкие возможности для продвижения по службе. Принимающие государства также содействуют профессиональной иммиграции за счет использования систем набора, а также отбора кадров, которые облегчают процедуру их въезда. Эти системы набора кадров являются эффективными механизмами, предназначенными для привлечения самых лучших и талантливых специалистов из развивающихся стран, так что у иммигрантов в США в 1990 г. уровень образования был в два раза выше, чем у их соотечественников в странах их происхождения. Так, в 2000 г. число жителей Ямайки с высшим образованием, проживающих в США, в 3,7 раза превышало соответствующий показатель для лиц, проживающих на родине, а из каждых десяти выпускников колледжей в Сальвадоре четыре выпускника находились в США. По оценкам MOM, как минимум одна треть выпускников колледжей 40% африканских стран живут за границей. «Утечка мозгов» может привести к образованию замкнутого порочного круга, который замедляет развитие. Например, эмиграция африканских врачей и медицинских сестер приводит к ухудшению уровня здравоохранения на континенте, в то время когда возрастают потребности в медицинских услугах в связи с эпидемией СПИДа и с недавними инициативами, направленными на повышение уровня иммунизации населения. В результате эмиграции в этих странах остается очень мало медицинских работников, особенно в сельской местности, возрастает нагрузка на остающийся медицинский персонал и может замедлиться процесс изменений в системах здравоохранения. В таких странах, как Ямайка и Гана, число подготовленных на мостах врачей, которые работают за границей, превышает соответствующее число врачей, которые работают внутри этих стран.

По некоторым оценкам, как минимум 400 тыс. ученых и инженеров из развивающихся стран работают в промышленно развитых странах в области НИОКР — против около 1,2 млн. специалистов, которые работают у себя на родине.

Миграция студентов предшествует процессу «утечки мозгов». По данным ОЭСР, в 2000 г. около 1,5 млн. иностранных студентов учились в высших учебных заведениях государств-членов, причем половина из них прибыли из стран, которые не являются членами этой организации. В США обучались 475 тыс. студентов, в Великобритании — 223 тыс. человек, в Германии — 187 тыс. и в Австралии — 105 тыс. человек. Большинство студентов намерены проживать в странах обучения временно — лишь в течение периода своего обучения, однако значительная часть по завершении обучения становится постоянными мигрантами. Около 47% ученых, родившихся в других странах и имеющих степень доктора наук, остаются в США, хотя этот показатель различается в зависимости от стран происхождения мигрантов. В период с 1990 по 1999 г. процентная доля иностранных ученых с докторской степенью в области естественных и технических наук, которые остались работать в США, была выше среди мигрантов из Китая (87%), Индии (82%) и Великобритании (79%), чем среди мигрантов из Тайваня (Китай) (57%) или Республики Кореи (39%).

Какой ущерб наносит «утечка мозгов»? Здесь существуют как издержки, так и выгоды. Издержки, в частности, заключаются в том, что те, кто уезжает из своих стран, зачастую являются самыми способными и талантливыми, что уменьшает потенциал данной страны в отношении обеспечения долгосрочного экономического роста. Для стран, которые потеряли значительную часть своей квалифицированной рабочей силы, этот процесс мог снизить прибыль на капитал. Местным фирмам, которые инвестируют средства в обучение работников, будет также сложно компенсировать вложенные ими средства, если эти подготовленные работники будут регулярно уезжать из страны. Эмиграция высококвалифицированных специалистов, особенно в том случае, когда она приобретает кумулятивный характер, может в значительной степени усложнить задачу создания критической массы научно-технических знании и опыта, необходимых для разработки новых изделий или для адаптации импортированных производственных технологий к местным условиям. История индустриализации свидетельствует о важности усвоения технических знаний и создания потенциала на уровне предприятий для разработки инновационных процессов и изделий. Такой потенциал утрачивается, если лучшие рабочие и специалисты используют открывающиеся возможности для эмиграции. Однако отток образованных людей необязательно наносит ущерб. По данным исследований МОТ, чистое воздействие квалифицированной эмиграции из развивающихся стран представляет собой баланс непосредственных и косвенных результатов. Самым непосредственным результатом эмиграции квалифицированных кадров является сокращение объема людских ресурсов, что имеет исключительная важное значение для производительности и экономического роста. Но этот процесс приводит в действие ряд сил, которые могут содействовать экономическому росту на основе эффекта обратной связи. В частности, возвращающиеся мигранты привозят в страну приобретенные ими за границей профессиональные навыки и производственный опыт, что способствует росту производительности. Возможность получения более высоких доходов путем миграции может сама по себе стимулировать больший объем инвестиций в образование, как в государственное, так и в частное, чем в том случае, если бы такой возможности не существовало. Эмигранты, проживающие за границей, направляют в свои страны средства путем денежных переводов. Они также передают знания, технологии и осуществляют инвестиции в странах происхождения, что стимулирует производительность и экономическое развитие. Центральной проблемой для развивающихся стран может стать обеспечение соответствующего участия в обмене производственными навыками, который происходит на глобальном рынке труда.

Источники: Доклад VI. За справедливый подход к трудящимся-мигрантам в глобальной экономике / Международная конференция труда. 92-я сессия, 2004. С. 20 — 23; Народонаселение: Энциклопедический словарь / Под ред. Г.Г. Меликьян; М.: Большая Российская Энциклопедия, 1994. С. 540.

 

Просмотров: 1471
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Юдина Т.Н. Миграция: словарь основных терминов: Учеб. пособие. — М.: Издательство РГСУ; Академический Проект, 2007. — 472 с.




Другие новости по теме:

  • (Грамматически о гласном): обоюдный, т.е. тот, который может быть и долгим и кратким
  • COUNTRY CODE TOP LEVEL DOMAIN – CCTLD (домен высшего уровня страны)
  • COUNTRY-CODE NAMES SUPPORTING ORGANIZATION – CCNSO (организация доменных имен индивидуальных стран)
  • Cетевой информационный центр стран Азии и Тихоокеанского региона
  • F60 — F62 Специфические, смешанные и другие личностные расстройства, а также продолжительные изменения личности
  • «УТЕЧКА УМОВ», «УТЕЧКА МОЗГОВ», БРЕЙН-ДРЕЙН
  • «Утечка умов»
  • АСЕАН (Ассоциация стран Юго-Восточной Азии)
  • ВЫПУСК СПЕЦИАЛИСТОВ ИЗ ВЫСШИХ И СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ в расчете на 10 тысяч населения
  • Выпуск специалистов из высших и средних специальных учебных заведений в расчете на 10 тысяч населения
  • ГОЛОВНОЙ ЦЕНТР ТЕСТИРОВАНИЯ ГРАЖДАН ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
  • ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СТРАНЫ
  • Лев в мифосознании и культе многих стран
  • МЕНЕЕ РАЗВИТЫЕ СТРАНЫ (МРС)
  • Миграционная политика зарубежных стран
  • ОПЕК (Организация стран — экспортеров нефти)
  • ПОСТСОЦИАЛИСТИЧЕСКИЕ СТРАНЫ
  • Препятствия, которые мы создаем сами
  • Препятствия, которые мы создаем себе сами
  • РАЗВИТИЕ, также эволюция, генезис
  • Развивающиеся страны
  • СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ (в странах Зап. Европы)
  • Тип организаций стран третьего мира
  • УБЕЖДЕНИЕ ПРИНУДИТЕЛЬНОЕ, также промывание мозгов
  • УТЕЧКА УМОВ
  • УЧИТЕЛЬ СТРАНЫ
  • Утечка мозгов
  • Утечка умов
  • Утечка умов
  • Экономика развивающихся стран



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь