|
СМЫСЛ ЖИЗНИ– понятие, широко трактуемое в философии, этике, художественной литературе, в самом обобщенном виде обозначающее наличие у человека основной жизненной идеи, цели, ценность которой эквивалентна всей жизни. Для философов и гуманитариев, как правило, важно определение содержания С.ж. С.ж. – субъективное обобщение жизни по критериям ее подлинности-неподлинности, полноты самовыражения личности, относящееся к прошлому, настоящему и будущему. С точки зрения акмеологии и психологии более значимы личностные механизмы образования С.ж. (или его отсутствия). В этом отношении выделяются три вопроса: имеет ли такая жизнь (имеется в виду жалкая, трудная, неудовлетворяющая человека) какой-либо смысл, т. е. стоит ли жить дальше такой жизнью; почему жизнь становится бессмысленной, пустой, говоря терминами экзистенциализма «неподлинной», каковы личностные механизмы, поддерживающие ее переживание С.ж., осознания, что жизнь ее осмысленна. Пользуясь понятиями Ш.Бюлер и А.Маслоу, можно сказать, что жизнь приобретает смысл при постоянном удовлетворении потребности личности в самореализации. С.ж. – есть способность сознания к ценностному обобщению личностью способов реализации своих притязаний, потребностей как субъектом в формах деятельности, общения, жизни. С.ж. как правило рассматривается как будущее, как проекция, цель. Он изменяется по ходу жизни, представляет интеграл и прошлых и настоящих объективаций личности в жизни, по мере осуществления которых она все более способна адекватно осознать себя, свои возможности, степень их реализованности, свои ограничения и ограничения, накладываемые на нее обществом, людьми, жизнью. В С.ж. воплощен весь интеграл притязаний, достижений, целей, оценка того, что человек смог сделать из своей жизни. Однако механизм образования С.ж. включает не только сумму целей и результатов, оцененных с точки зрения личностных и социальных критериев, но внутреннюю потребность личности в саморазвитии, самодвижении, которая осуществляется через разрешение противоречий. Способность субъекта разрешать жизненные противоречия переживается и рефлексируется им как подлинность жизни, как ее смысл. В противоположном случае образуется личностный интеллектуально-эмоционально-деятельностный вакуум, который выражается в чувстве пустоты жизни, скуки, тоски.
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|