ПАТРИСТИКА

– (теология и философия "отцов Церкви") – первоначальный этап средневековой христианской философии (II-VIII вв.). В патристике выделяют несколько периодов: первый – апологетический (до III в.). Апологеты (защитники) защищали нарождающееся христианство от гонения властей, от приверженцев язычества, стремились доказать, что христианское учение вполне совместимо с греческой и римской философией. Выдающиеся мыслители этого периода – Юстин, Афинагор, Татиан, Тертуллиан, Климент Александрийский, Ориген и др. Одни пытались построить философские системы на основе христианского вероучения (Юстин, Афинагор, Климент Александрийский, Ориген и др.) и пропагандировали идеи совмещения религии и философии, знания и веры; другие (Татиан, Тертуллиан) – прокламировали их несовместимость и отделение христианства от эллинской книжной учености. Второй период – зрелая патристика (3 – 5 в.в.), реализующая себя на греческом Востоке в деятельности кружка каппадокийцев: Василий Великий, Григорий Нисский, Григорий Богослов и др., и на латинском Западе: Августин Великий (Блаженный). Основные задачи этого периода – борьба с ересями (отступлениями от официальных формулировок христианства и утвержденной догматики, принятых на Никейском вселенском Соборе в 325 г. в качестве официальной религии Римской империи) и религиозными направлениями, частично или полностью несовпадавшими с официальным христианством (арианство, гностицизм и др.); защита вероучения, толкование догматов, возвеличивание роли церкви, утверждение примата теологии над философией. Третий, завершающий период (V-VII вв.), концентрируется на проблеме систематизации вероучения и завершается деятельностью Иоанна Дамаскина (ок. 675-753 гг.). Его систематизаторская деятельность и ориентация Боэция (ок. 480-525 гг.) на античную мысль (комментарии к трудам Аристотеля и Порфирия) заложили основы средневековой СХОЛАСТИКИ – второго крупного периода в развитии средневековой христианской философии. Для патристики как философии характерны следующие вопросы: толкование Бога как абсолютного бытия – средоточия благости, справедливости, творческого всемогущества и совершенства, с позиций которого зло представляется простым недостатком бытия; рассмотрение проблем формирования человеческой личности, смысла жизни, свободы воли ("Исповедь" Августина Блаженного), развития человеческой истории от ее начала и до ее конца ("О граде Божьем", его же); рассмотрение идеи приоритета индивида по отношению к абстрактному человечеству (антропология Григория Нисского) и др.

Просмотров: 741
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Удовиченко Е.М. Философия: конспект лекций и словарь терминов (элементарный курс): учебное пособие, 2004 г.




Другие новости по теме:

  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»
  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»
  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • «МЕТАФИЗИЧЕСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ», «Медитации о первой философии, в которых доказываются существование Бога и отличие человеческой души от тела»
  • «НОВЫЕ ИДЕИ В ФИЛОСОФИИ»
  • »ЛЕКЦИИ ПО ФИЛОСОФИИ РЕЛИГИИ»
  • ВРЕМЯ В АНТИЧНОЙ И СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ
  • Жак Маритен:Жизнь и сочинения. Антиномии бытия и свободы человеческой личности
  • Из истории немецкой философии XVIII-XIX вв. (Гердер, Рейнгольд, Маймон, Бардили, Якоби). Полемика вокруг философии Канта
  • История средневековой философии. Патристика.Понятие о патристике и ее основные особенности
  • Классический период греческой философии
  • Мир религиозного опыта в средневековой философии
  • Мыслители средневековья: основные доктрины схоластической философии. Боэций — учитель средневековья
  • НЕМЕЦКИЙ ПЕРИОД В ФИЛОСОФИИ
  • Натурфилософский период греческой философии
  • Основные идеи и цели древней и средневековой педагогики
  • Основные идеи философии Д. Юма
  • Основные идеи философии Дильтея
  • Основные идеи философии Т. Гоббса. Роль, функции и специфика философии
  • Основные принципы и идеи философии Спинозы. Пантеизм Спинозы. Субстанция как природа и Бог
  • Основные проблемы и идеи философии Камю
  • Основные тенденции развития западной философии во второй половине XIX - начале XX в.
  • Понятие бытия и проблема сущности и существования в средневековой философии
  • Представления о философии в средневековой Руси
  • Проблема индивидуализации в средневековой философии
  • Проблема универсалий в средневековой философии
  • Схоластическая философия.Социокультурный контекст развития средневековой философии
  • Трудности рационального выражения духовного опыта в средневековой философии
  • Философское учение Г.В. Лейбница Генезис философии Лейбница: отношение к предшествующей философии. Понятие субстанции
  • Шеллинг: От философии свободы к философии откровения



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь