|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Философия » Лымарь А.Т. Философия, практическое руководство, 2004 г.
Пространство и время
/D/ Raum und Zeit; /E/ Space se time; /F/ L’espas et le temps; /Esp/ Espasio y tiempo. Фундаментальные формы ориентации человека в мире. Категория пространства служит для установления отношений протяжённости, структурности, сосуществования и взаимодействия. Категория времени – длительности, последовательности смены состояний. Пространство обладает специфическими свойствами: трёхмерностью, симметрией и асимметрией, формой и размерами, местоположением, расстоянием между объектами, распределением вещества и поля. Время – одномерностью, асимметричностью, необратимостью, ритмом, скоростью изменения состояний. Человек, устанавливая свои отношения в мире, должен учитывать неразрывность единства пространства и времени; пространства, времени и изменяющихся процессов. Свойства изменяющихся процессов оказывают влияние на свойства пространства и времени, формами которых они являются. Пространство и время внутренне противоречивы, они представляют собой единство прерывности и непрерывности, конечности и бесконечности. Первые научные и философские представления о пространстве и времени в новоевропейской философии связаны с Р.Декартом, Б.Спинозой, И.Ньютоном и Г.Лейбницем. Р.Декарт отождествляет пространство с материей. Пространство есть порядок сосуществования тел в форме взаиморасположения одних возле других. Время – порядок последовательности моментов движения тел в форме одних после других. Эту точку зрения разделяет и Г.Лейбниц. Они отрицают саму возможность существования пространства и времени как особой реальности, независимой от бытия самих вещей. Б.Спиноза и И.Ньютон материю отделяют от пространства и времени. И.Ньютон делит пространство на относительное, зависящее от объектов, и абсолютное, независимое от них. Абсолютное пространство является синонимом присутствия тяготения, как действия на расстоянии.И.Ньютон представлял пространство не как пустоту в античном её смысле, а как абсолютную точку отсчёта в механике и одновременно как чувствилище Бога, через которое тот видит и слышит мир. В XVII веке такое понимание пространства получило название Spiritus mundi – жизненный эфир, мировая душа, позднее обозначенное И.Ньютоном как всемирное тяготение. Время в его научном понимании представляет собой подобие независимой переменной в математике. В классической философии Ньютоновское понимание пространства и времени получает развитие в философии И.Канта. Он объявляет их априорными формами нашего сознания, что позволяло обосновать абсолютный и необходимый характер математических суждений. Точка зрения Г.Лейбница и Р.Декарта развивается Г.Гегелем, а с материалистических позиций – К.Марксом и Ф.Энгельсом. Пространство и время здесь понимаются как объективные формы бытия материи органически с ней связанные через движение.
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Лымарь А.Т. Философия, практическое руководство, 2004 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|