ПРОСТРАНСТВО В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Как и в понимании времени, в понимании пространства различаются атомистическая и континуалистская концепции. Первая выработана в каламе и принята в суфизме, вторая выдвинута в арабоязычном перипатетизме как воспроизведение аристотелевского учения и воспринята в исмаилизме и ишракизме.

Хотя мутакаллимы не развивают специального учения о пространстве, оно легко реконструируется из их понимания атомистического строения вещества и теории движения. Ими признается возможность существования одномерного (хатг— линия), двумерного (сата, басит — плоскость) и трехмерного (джисм — тело) пространства и соответствующих объектов — конфигураций атомов, в сочленении которых и возникают эти три вида пространства (см. Атомизм). Соответственно определяется наименьшее количество атомов, необходимых для построения трехмерного тела: либо восемь, если каждое большее измерение пространства возникает как результат сочленения двух элементов, существующих в меньшем измерении, либо шесть, если каждая пространственная ось образована независимо двумя атомами. Кроме того, одиночный атом признавался некоторыми не имеющим пространственных характеристик и потому не существующим отдельно. Другие считали, что атом имеет только одну «сторону» (джиха) и этой стороной соединяется с другим атомом. Пространство, понимаемое фактически как функция атома вещества, оказывается зависимым от понятия «место» (макан) тела. Тело может занимать в два последовательных момента времени два разных места, причем движение определяется как их несовпадение, а значит, не ставится вопрос о том, как тело «попало» из первого места во второе: пространство принципиально дискретно.

Арабоязычные перипатетики в полемике против атомизма мутакаллимов выдвигают аристотелевскую континуалистскую теорию пространства. Они считают, что пространство потенциально делимо до бесконечности, но актуально деление всегда имеет предел. Тело понимается как имеющее три измерения, существование объектов в меньших измерениях не признается. Каждое меньшее измерение пространства возникает как «предел» (сечение) большего. Пространство мыслится как условие тела и его движения, а не наоборот: тело движется вдоль уже наличной «линии», а не линия создается отдельными точками, занимаемыми телом. Три «измерения» (абад, ед. ч. буд, также буд микдарийй) пространства не пересекаются, вследствие этого взаимное проникновение тел невозможно. Измерение определяется как нечто имеющееся между телами, более абстрактным оказывается понятие «протяженность» (имтидад). «Направление» (джиха) определяется как «предел» (хадд), или «край» (тараф), протяженности. Из шести направлений два абсолютны (верх—низ), четыре конвенциональны (право—лево, вперед—назад). Наличие направлений является априорным условием движения, которое не может совершаться не в направлении чего-то. Направления задаются абсолютным объемлющим телом, ограничивающим место мира.

А. В. Смирнов

Просмотров: 813
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Новая философская энциклопедия, 2003 г.




Другие новости по теме:

  • (Мертвое) тело, труп, живое тело
  • Анализ социума (социального пространства)
  • ВОСПРИЯТИЕ ПРОСТРАНСТВА
  • ВОСПРИЯТИЕ ПРОСТРАНСТВА
  • ВОСПРИЯТИЕ ПРОСТРАНСТВА
  • Восприятие пространства
  • Дифференцированность жизненного пространства
  • ЕДИНСТВО ФЕДЕРАЛЬНОГО КУЛЬТУРНОГО И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
  • Единство федерального, культурного и образовательного пространства
  • ИЗОТРОПНОСТЬ ПРОСТРАНСТВА
  • Иллюзия заполненного и пустого пространства
  • Кривизна пространства-времени
  • Метрика пространства-времени
  • Модель организации образовательного пространства профильного обучения
  • Нарушения восприятия пространства
  • Оболочка личностного пространства
  • ПОРОГИ ЖИЗНЕННОГО ПРОСТРАНСТВА ОБЩЕСТВА
  • ПРОСТРАНСТВА, ВОСПРИЯТИЕ
  • ПРОСТРАНСТВО (ПРОСТРАНСТВА)
  • Проектирование рабочего пространства
  • Пространства восприятие
  • РЕАЛИИ ОТКРЫТОГО ПРОСТРАНСТВА-ВРЕМЕНИ: К ПОНИМАНИЮ НАШЕЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
  • СНИЖЕНИЕ РАЗМЕРНОСТИ (пространства переменных)
  • Синдром ретросфиноидального пространства
  • ТЕЛО АЦЕТОНОВОЕ (ACETONE BODY), ТЕЛО КЕТОНОВОЕ
  • ФИКСАТОР ПРОСТРАНСТВА
  • ФОБИЯ КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА
  • Фобия космического пространства
  • Эмпирическая относительность пространства и времени
  • Языковое пространство (Коммуникативное пространство, Этноязыковое пространство)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь