|
Групповая динамика
Большинство исследователей различают IV стадии развития группового процесса, причем первые три из них считаются догрупповыми (подготовительными). Один из авторов (Schutz, 1958) выделяет следующие фазы и стадии. I. Ориентировка и зависимость. На фазе ориентировки члены группы присматриваются друг к другу, желая понять, что хочет от них ведущий, о чем вообще идет речь, как это может им помочь, кто и каким образом реагирует на ситуацию. В этом периоде высоки тревожность, неуверенность, что проявляется видимыми признаками вегетативной реакции и двигательными паттернами. Высока степень зависимости от руководителя группы и других членов. На фазе зависимости члены группы испытывают большое стремление к включению в групповое взаимодействие. Члены группы запрашивают инструкции, информацию, полагают, что «спасение» находится в руках терапевта. Постепенно формируется чувство принадлежности к группе и появляется желание устанавливать отношения. Характерны большие паузы молчания, так как не находят предмета обсуждения, что увеличивает напряжение в группе. В этой фазе участники могут частично раскрывать свои проблемы, а другие давать советы. Советы исходят из общепринятых норм и суждений, отсутствует иррациональная сторона вопроса, связанная с эмоциональным состоянием участника. В этой фазе сами члены группы испытывают страх прикосновения к чувственной стороне переживаний, неудовлетворены такой практикой взаимодействия, недооценивают свои возможности по исследованию проблем и обращаются за помощью к терапевту, наделяя его родительскими функциями (механизм переноса). II. Развитие. Это стадия нарастающих негативных эмоций, агрессивная фаза. Проявляется соперничество, стремление к власти, лидерство. Происходит структуризация группы. Если руководитель группы не помогает в этом процессе, то возникает фрустрация. Критикуются метод, цели, высказываются сомнения в достижении цели и возникает фаза, когда группа начинает освобождаться от влияния руководителя (где стиль демократичный или потворствующий). К концу второго этапа группа должна достичь зрелости и единства. III. Групповая сплоченность. Группа готова взять на себя ответственность за все, что происходит в круге. Но не всегда это движение реалистично. Группа обходит острые углы, не разрешает конфликты. Затем группа должна осознать, что без негативных эмоций невозможно движение вперед. IV. Сознание того, что агрессия и другие негативные эмоции могут стать движущей силой, продуктивной. Но группе не хватает технических возможностей. Привлекают руководителя. Теперь члены группы не уходят ни от одной ситуации. Центральной темой является разговор о себе, своих проблемах, о других членах группы с открытым выражением чувств. Вскрываются тонкие, подспудные механизмы переживаний, ведущие к возникновению проблем, анализируются неадекватные стереотипы восприятия и поведения, продуцируются новые способы поведения. В этой фазе терапевт активно работает с другими членами группы: направляет обсуждение в нужное русло, применяет разные технические приемы, обращает внимание участников на скрытые психологические механизмы, применяет технику «стопкадр», критикует, отстраняется от того или иного участника, сочувствует, поощряет, восхищается, т. е. никак не остается равнодушным к члену группы и проблеме. Существуют разные тактики поведения терапевта на разных фазах групповой динамики. Так, в 1й фазе динамики терапевт никак не реагирует на ожидания клиентов, повышая тем самым напряжение в группе. Во 2й фазе раскалывает и конфронтирует, казалось бы, сложившуюся группу. Это фаза наибольших колебаний в сторону распада группы. В 3й фазе группа работает самостоятельно, и психотерапевт помогает ей в работе. Другие терапевты не считают возможным ввергать группу в такие испытания. Терапевт помогает сплочению группы, организовывает процесс и, по мере возрастания активности членов группы, постепенно уходит в наблюдатели.
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|