|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Философия » Блинников Л.В. Великие философы: учебный словарь-справочник, изд. 2. М., 1997. 432 с.
Энгельс Фридрих(1820-1895) -немецкий философ, один из основателей марксизма. Родился в богатой семье текстильного фабриканта. В 16 лет оставил школу, чтобы заниматься делами семейной фирмы, однако интересовался не столько коммерцией, сколько литературой, искусством, иностранными языками, спортом. В юношеские годы его привлекали политические идеи либерализма, не находившие одобрения в его семье. В 18 лет он уже выступает как социальный критик. В «Письмах из Вупперталя» (1839) он подвергает критике фабрикантов за лицемерное изображение себя добрыми христианами, в то время как они жили за счет эксплуатации рабочих. Он живо описал исключительную бедность и слабое здоровье последних. Философские взгляды Энгельса прошли сложный путь развития. Он испытал влияние мистического философа Беме, был увлечен Штраусом, Шлейермахером, поклонялся Гегелю, о котором говорил, что его «Философия истории» как бы вычитана из его души, был одним из младогегельянцев, испытал влияние Фейербаха. К 1842 г. у Энгельса начинают постепенно формироваться материалистические и социалистические воззрения. Находясь в Манчестере по коммерческим делам своего отца, Энгельс тесно сошелся с деятелями чартистского и социалистического движения. В 1845 г. в Германии публикуется труд Энгельса «Положение рабочего класса в Англии», в котором дается описание ужасающего положения промышленных рабочих в Манчестере. Впоследствии он писал, что в Манчестере он, «что называется, носом натолкнулся на то, что экономические факты, которые до сих пор в исторических сочинениях не играют никакой роли или играют жалкую роль, представляют, по крайней мере для современного мира, решающую историческую силу; что они образуют основу, на которой возникают современные классовые противоположности» [Маркс К.., Энгельс Ф. Соч. Т. 21. С. 220]. С 1844 г. началась дружба Энгельса с Марксом, продолжавшаяся всю жизнь. В 1845 г. они совместно выпускают работу «Святое семейство», политическую сатиру на младогегельянцев, в которой формулируют зачатки своего материалистического понимания истории, а в 1845-1846 гг. работают над «Немецкой идеологией» (опубликована в 1932 г.), где дают развернутое изложение исторического материализма. Материалистическое понимание истории состоит, по словам Маркса, в том, что «способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет их сознание» [Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 13. С. 71. Вместе с Марксом они также создают «Манифест Коммунистической партии» (1848). В это время Энгельс стал работать как партнер в манчестерской торговой фирме «Эрмен и Энгельс», оказывая постоянную материальную поддержку Марксу в его работе над «Капиталом». Во второй половине жизни Энгельс написал свои главные философские произведения: «Анти-Дюринг» (1877-1878), «Диалектика природы» (опубликована в 1923 г.), «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884), «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» (1888). В «Анти-Дюринге» Энгельс, дав критику воззрений Дюринга (Дюринг был немецким философом, взгляды которого по самым различным вопросам политэкономии и права получили распространение среди немецкой социал-демократии), изложил в систематической форме философию марксизма. Он пишет, что сознание это отражение материального мира в форме идеального, что законы мышления и законы природы согласуются между собой, что человеческое познание безгранично по своим возможностям. Единство мира состоит в его материальности. Основные формы бытия пространство и время. Мир бесконечен во времени и пространстве, материя и движение связаны между собой неразрывно и не могут существовать друг без друга. Движение есть способ существования материи. Диалектика представляет собой науку, исследующую всеобщие законы развития природы, общества и мышления. Основные законы диалектики: взаимопроникновение и единство противоположностей, переход количества в качество и отрицание отрицания. В «Анти-Дюринге» Энгельс также указывает, что Марксом сделано великое открытие: разгадана тайна прибавочной стоимости. В работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» Энгельс дает характеристику гегелевской философии как одного из источников марксизма, вычленяет основной вопрос философии, состоящий в отношении бытия и сознания и имеющий две стороны - первичность бытия и познаваемость мира, осуществляет разделение философии на два больших лагеря (материализм и идеализм), критикует агностицизм, подчеркивает роль практики в процессе познания. В этой работе он также излагает основные положения диалектического материализма и материалистическое понимание истории. Энгельс показывает, что предметная деятельность людей лежит в основе общественного развития, говорит, что за идеальными побуждениями людей скрываются материальные движущие силы общества. Энгельс излагает марксистское понимание соотношения экономики и политики, базиса и надстройки. Философские разработки Энгельса продолжены в «Диалектике природы», незаконченном произведении, состоящем из заметок и отдельных глав. В нем представлено понимание природы с точки зрения марксизма. Энгельс описывает историческое развитие естествознания в его неразрывной связи с философией, процесс проникновения диалектики в естествознание и говорит, что «диалектические законы являются действительными законами развития природы». В работе дается классификация форм движения материи и в соответствии с ней классификация наук. Этими формами являются: механическая, физическая, химическая, биологическая, мышление. Каждая высшая форма движения материи содержит в себе в снятом (подчиненном) виде низшую форму, но не сводится к ней. Роль Энгельса в формировании философии марксизма необычайно велика. Согласно воле Энгельса, после смерти он был кремирован, а урна с его прахом была опущена в море близ Истборна (Англия) любимого места отдыха Энгельса.
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Блинников Л.В. Великие философы: учебный словарь-справочник, изд. 2. М., 1997. 432 с. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|