|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Философия » Некрасов С.И., Некрасова Н.А. Философия науки и техники, 2010 г.
ЭНГЕЛЬС ФРИДРИХ(1820-1895) – немецкий философ, учёный, революционный деятель, один из основоположников марксизма. Родился в г. Бармене в семье текстильного фабриканта, был широко образованным учёным, занимался военным делом, знал около 20 языков. Вначале находился под влиянием абсолютистского идеализма Гегеля. В 1841-1842 гг., отбывая воинскую повинность, посещал Берлинский университет, где вместе с будущим основателем экзистенциализма С. Кьеркегором слушал лекции Ф. Шеллинга, примкнув к младогегельянцам. Мировоззренческий переворот и переход на позиции материализма произошёл у него под влиянием работы Л. Фейербаха «Сущность христианства». Встреча в 1844 г. с К. Марксом определила его дальнейший жизненный путь. Энгельс стал его ближайшим другом и соратником, а также популяризатором его идей. Научную и политическую деятельность он совмещал с работой приказчика, затем пайщика торгового дома в Манчестере (Великобритания), занимаясь коммерцией, которая оказывала материальную поддержку семье К. Маркса. Его труд«Диалектика природы» представляет научный интерес с точки зрения методологических подходов к естествознанию, где во «Введении» рассматривается развитие природы, естествознания и человеческого общества, начиная с XV века и доказывается, что до XIX века метафизический метод помогал систематизировать и классифицировать огромный естественнонаучный материал, то, начиная с XIX века метафизический способ мышления естествоиспытателей становится тормозом для развития естествознания: «Теперь вся природа простирается перед нами как некоторая система связей и процессов, объясненная и понятая, по крайней мере, в основных чертах». Он делает вывод, что «именно диалектика является для современного естествознания наиболее важной формой мышления, ибо только она представляет аналог и тем самым метод объяснения для происходящих в природе процессов развития, для всеобщих связей природы, для переходов от одной области исследования к другой». В статье «Диалектика» Ф. Энгельс дает определение диалектики как науки о всеобщей связи, касается трёх основных законов диалектики, подчеркивает, что законы диалектики абстрагируются из истории природы и человеческого общества. Диалектические законы являются действительными законами природы и поэтому имеют силу также и для теоретического естествознания. В «Диалектике природы» Энгельс подробно анализирует диалектическое содержание таких наук, как математика, механика, физика, химия, биология. Важнейшая идея «Диалектики природы» – дифференциация форм движения материи и классификация наук, изучающих их. В естествознании выделяются четыре такие формы: механическая, физическая, химическая и биологическая. Применение диалектико-материалистического метода к естественнонаучному материалу дало Энгельсу возможность показать объективную диалектику самой природы и ее законов, наметить пути развития естествознания и предвосхитить некоторые позднейшие научные открытия (например, положение о сложном строении атома и его неисчерпаемости и др.). Работу над «Диалектикой природы» Энгельс так и смог завершить. Начав работу над книгой в мае 1873 г., он в 1876 г. вынужден был прерваться из-за необходимости написания «АнтиДюринга». В этой работе Энгельс много сделал для утверждения диалектикоматериалистической картины мира. После выхода в свет «Анти-Дюринга» в 1878 г. Энгельс продолжил работу над «Диалектикой природы» до 1886 г. Так и не закончив свой труд, он вынужден был работать над завершением публикации«Капитала» Маркса. В «Диалектику природы» включены 10 более или менее готовых статей и глав и около 170 заметок и фрагментов. Эта работа вместе с«Анти-Дюрингом» и «Людвигом Фейербахом и концом классической немецкой философии» сыграли большую роль в формировании во второй половине XIXвека диалектико-материалистической картины мира. В работе «Анти-Дюринг» (полное название «Переворот в науке, произведенный господином Евгением Дюрингом») в форме критики взглядов немецкого философа Е. Дюринга данообобщенное изложение марксистской философии, политической экономии и научного социализма в том виде, в котором они сложились к тому времени. Исходное положение Ф. Энгельса: сознание — продукт человеческого мозга, сам же человек – результат развития природы, поэтому законы мышления, с одной стороны, и природы – с другой, не могут, в конечном счете, не совпадать. Даже математические аксиомы формулируются на основе знания отношений и связей реальной действительности. Единство мира заключается в его материальности,мир бесконечен в пространстве и времени. Материю нельзя мыслить без движения — способа ее существования. Предмет науки формируется как отражение типа и формы этого движения. Познание действительности осуществляется вмышлении, высшая ступень которого – диалектическое мышление. В диалектике структуры сознания тождественны структурам бытия. Далее Ф. Энгельс изложил экономические и социальные части марксизма, дал очерк эволюции социалистических идей, стремясь предвосхитить некоторые черты и элементы будущего общественного строя (превращение труда в первую жизненную потребность, отмирание государства, изменение формы семьи, исчезновение религий). В работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884), во многом основанной на материалах исследований американского этнолога Л. Г. Моргана, дано историко-материалистическое истолкование процесса становления человека и форм его социальной организации (государства, семьи, собственности), прослежен процесс эволюции первобытной общины и возникновения классового общества. Брошюра «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» (1886), написанная для рабочих, содержит популярное изложение некоторых вопросов формирования и развития марксистской теории. В конце жизни (1890-1894) в письмах разным лицам (позднее их назвали «Письмами об историческом материализме») Ф. Энгельс выступил против вульгаризации материалистического понимания истории, отвел от социальной философии марксизма упреки в «экономическом детерминизме», подчеркнул комплексность и многофакторность исторического процесса, взаимодействие в нем различных сторон, отметив при этом относительно самостоятельную роль духовноидеологического начала, его влияние на другие сферы жизни общества. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Некрасов С.И., Некрасова Н.А. Философия науки и техники, 2010 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|