ЭРИКСОН Эрик

Хомбур-гер( 1902—1994) — американский психолог, социолог и психоаналитик. Основатель психоистории, один из основателей эго-психологии. Профессор (с 1960) и поч. профессор Гарвардского ун-та (1970). Детство и юность провел в Германии. Увлекался живописью. После знакомства с А. Фрейд заинтересовался детским психоанализом и начал работать преподавателем рисования в ее школе. Прошел курс персонального (дидактического) психоанализа у А. Фрейд. Испытал значительное влияние идей и личности 3. Фрейда. Психологическое образование получил под руководством А. Фрейд в Венском психоаналитическом ин-те (1927—1933). В 1933 г. эмигрировал в США. Работал в ун-тах: Беркли (1939—1951), Питсбургском (1951-1960), Гарвардском (1960— 1970). В США Э. поселился с семьей в Бостоне, где открыл первый в городе кабинет детского психоанализа. Осуществил работы по игровому анализу на медицинском фак-те Гарвардского ун-та. Сотрудничал с К. Левиным, Г. Мюрреем и др. видными психологами. Практиковал в Общей больнице Массачусетса. В 1937 г. перешел в Йельский ун-т. Исследовал жизнь и психику индейцев племен сиу и юроков. Работал в Калифорнийском ун-те (Беркли), из которого демонстративно ушел в знак протеста против увольнения сорудников, отказавшихся публично заявить о своих политических симпатиях и лояльности. В годы второй мировой войны исследовал психологию подводников, занимался терапией военных неврозов (неврозов военного времени ) и выполнил ряд других работ по заданиям Пентагона. Опубликовал психоаналитическую статью о роли образа Гитлера для немецкой молодежи. После окончания войны занимался преимущественно психоаналитически ориентированной психологией и детским психоанализом. Около 20 лет работал в Центре Ос-тена Риггса в Беркшире, где сотрудничал с Д. Рапапортом, Р. Найтом и др. В 1960— 1970 гг. вновь работал в Гарвардском унте. Осуществил пересмотр некоторых установок классического психоанализа 3. Фрейда. Подчеркнул биосоциальную природу и адаптивный характер душевной деятельности человека, интегратив-ным качеством которого считал психосексуальную идентичность. Создал учение об идентичности как динамичной конфигурации тождественности человека самому себе, собственному представлению о себе и способности к полноценному решению различных личностных задач. Показал, что изменение социокультурных условий порождает необходимость утраты прежней и формирования новой идентичности человека. Разработал концепцию и периодизацию эпигенетического развития личности через восемь кризисных альтернативных фаз решения возрастных и ситуативных задач развития : 1) доверие— недоверие, 2) автономия — стыд, сомнение, 3) инициатива — чувство вины, 4) созидание — чувство неполноценности, 5) идентичность — спутанная идентичность, 6) интимность — изоляция, 7) генеративность — стагнация и 8) интегративность — безысходность. Исследовал сексуальную этиологию кризисов развития человека. Установил автотерапевтический характер поиска и обретения психосоциальной идентичности. Разработал концепции диффузии идентичности и психического моратория. Создал новые психотерапевтические методы, отчасти направленные на преодоление синдрома массовой патологии идентичности. Подчеркивал важную роль психических и личностных факторов в развитии общества. Исследовал взаимосвязь социальных потрясений (войн, революций и т.д.) и массовых неврозов. Развивал идеи об исторической актуальности. Сформулировал золотое правило этического поведения: Поступай по отношению к другому так, чтобы это могло придать новые силы другому и тебе. В 1958 г. опубликовал книгу Молодой Лютер, ставшую первым серьезным опытом применения психоисторического метода и датой рождения созданной им психоистории. В дальнейшем развивал психоисторические идеи в ряде ЮМ (Hume) Дэйвид (1711-1776) -английский философ, историк, экономист времен английского Просвещения. Сформулировал основные принципы новоевропейского агностицизма, предшественник позитивизма. Получил юридическое образование в Эдинбургском ун-те. В 1739—1740 гг. опубликовал Трактате человеческой природе. В 1753—1762 гг. работал над 8-томной Историей Англии. В 1763—1766 гг. был на дипломатической службе в Париже. Известность и славу Ю. принесли Эссе (1741) на общественно-политические, морально-эстетические и экономические темы. Заняв последовательно скептическую позицию, Ю. провозгласил единственным объектом познания опыт, отбросив рефлексию как источник познания. Опыт, по Ю., построен из впечатлений (к которым относятся ощущения и эмоции) и идей (копий впечатлений). Впечатления и идеи разграничиваются по субъективным признакам живости и силы. При этом идеи (факты сознания) зависят от впечатлений (других фактов сознания) и следуют друг за другом по определенным правилам. В этом течении идеи, согласно Ю., нет никакой необходимости. Вера в необходи-книг и статей. Исследовал современное травматическое видение мира, проблемы социальной этики, этнологии, различных массовых движений и пр. Автор книг: Childhood and society, N.Y., 1963: Identity: Youth and crisis, N.Y., 1968; Life history and the historical moment, N.Y., 1975; и др. В. И. Овчаренко

Просмотров: 1106
Категория: Словари и энциклопедии » Психология »




Другие новости по теме:

  • F62.1 Стойкое изменение личности после психического заболевания
  • «НОВЫЕ ИДЕИ В ФИЛОСОФИИ»
  • Бред утраты идентичности
  • Декарт: дух (чувство и мысль, рассудок, разум, интеллект). Идеи
  • Жизнь и идеи Кампанеллы
  • Жизнь, сочинения и основные идеи Фихте
  • И.Ильин: Жизнь, сочинения и идеи
  • ИДЕИ РАЗУМА (трансцендентальные идеи)
  • Идеи эстетические
  • Идентичность против спутанной идентичности
  • Локк: «опыт о человеческом разумении». Простые и сложные идеи. Учение о языке
  • Н.Лосский: Основные принципы и идеи философского учения
  • Н.Луман: Жизненный путь, сочинения и основные идеи
  • О НАЗНАЧЕНИИ ЧЕЛОВЕКА. Опыт парадоксальной этики
  • Основные идеи и понятия герменевтики Гадамера
  • Основные идеи и цели древней и средневековой педагогики
  • Основные идеи и этапы развития критической теории общества Хоркхаймера, Адорно, Маркузе
  • Основные идеи философии Д. Юма
  • Основные идеи философии Дильтея
  • Основные идеи философии Т. Гоббса. Роль, функции и специфика философии
  • Основные периоды жизни, сочинения и идеи Гегеля. Юность Гегеля. Штутгарт (1770-1788)
  • Основные принципы и идеи философии Спинозы. Пантеизм Спинозы. Субстанция как природа и Бог
  • Основные проблемы и идеи философии Камю
  • Работы и идеи Фуко второй половины 70 - 80-х годов
  • СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ, ТЕОРИЯ
  • Социальной идентичности теория
  • Стремление к социальной идентичности
  • Теория социальной идентичности
  • Теория социальной идентичности
  • Тренинг гендерной идентичности (тренинг полоролевой идентичности)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь