ЭРЕНФЕЛЬС

(Ehrenfels) Христиан Мария Юлиус (1859—1932) — австрийский философ и психолог, представитель гештальтпсихологии. Ученик Ф. Брента-но. Первоначальное образование получил в Высшей школе агрокультуры в Вене, затем изучал философию в Венском ун-те (д-р философии, 1885). В 1885-1888 гг. работал в Грацком ун-те в первой в Австрии психологической лаборатории под руководством А. Мейонга, на представления которого впоследствии оказал существенное влияние. В 1888 подготовил дис. для замещения должности доцента в Вене, с 1889 г. Э. — экстраординарный профессор пражского Немецкого ун-та, с 1896 г. — ординарный профессор. Пробовал себя на поэтическом поприще. Основываясь на работах Э. Маха и используя в качестве исследовательской парадигмы восприятие мелодий, открыл в 1890 г. ряд гештальткачеств, названных в его честь качествами Эренфельса. Это— качество сверхсуммативности (в целостном предметном восприятии есть признаки, которые отсутствуют в переживании частей) и качество транспозитивности (образ целого остается, даже если все части меняются по своему материалу, например, если это — разные тональности одной и той же мелодии, а может теряться, даже если все элементы сохраняются, например, воспроизведение нот мелодии с конца фразы). (Uber Gestaltqualitaten / Vierteljahrschrift fur wissenschaftliche Philosophic, 1890, 14.) Это исследование стало ключевым для всего гештальтпси-хологического направления. В наибольшей степени учение Э. отразилось на подходах М. Вертгеймера и В. Келера. Сами же гештальт-качества понимались Э. (в рамках учения Ф. Брентано об ин-тенциональности психики) как некое духовное явление производящей деятельности субъекта. Пытался выделить в них ряды всевозможных градаций, которые обозначал высотой или чистотой гешталь-тов. В дальнейшем его интересы переместились с экспериментальной психологии на вопросы философии. В частности, он пытался обосновать волюнтаристскую этику, в которой процесс мирообразования был представлен как борьба между геш-тальт-принципом (Бог) и неоформленным (Хаос), а человек трактовался как помощник в работе Бога по упорядочиванию вселенной (Kosmogonie, 1916); занимался также вопросами философии математики, выводя понятие числа из его субъективной представленности (Das Primzahlengesetz, 1922). Автор трудов: Philosophischen Schriften , W., 1882; System der Werttheorie, 2 Bd., 1898-1897; Grundbegriffe der Ehtik, 1907; Sexualethik, Wiesbaden, 1907; Die Religion der Zukunft, 1928. И.М. Кондаков

Просмотров: 540
Категория: Словари и энциклопедии » Психология »




Другие новости по теме:

  • “НИЩЕТА ФИЛОСОФИИ. Ответ на “Философию нищеты” г-на Прудона”
  • «ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ И ПСИХОЛОГИИ»
  • «ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ И ПСИХОЛОГИИ»
  • «ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ»
  • «МАТЕРИАЛИЗМ И ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ. Критические заметки об одной реакционной философии»
  • «МЕТАФИЗИЧЕСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ», «Медитации о первой философии, в которых доказываются существование Бога и отличие человеческой души от тела»
  • «НЕМЕЦКАЯ ИДЕОЛОГИЯ. Критика новейшей немецкой философии в лице ее представителей Фейербаха, Б. Бауэра и Штирнера и немецкого социализма в лице его различных пророков»
  • «НИЩЕТА ФИЛОСОФИИ. Ответ на «Философию нищеты» г-на Прудона»
  • «О ПЕРВОЙ ФИЛОСОФИИ»
  • Дискуссия между либералами и коммунитаристами в социальной философии и этике
  • Единство философии, математики и физики в учении Декарта
  • Из истории немецкой философии XVIII-XIX вв. (Гердер, Рейнгольд, Маймон, Бардили, Якоби). Полемика вокруг философии Канта
  • МАТЕРИАЛИЗМ И ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ. Критические заметки об одной реакционной философии
  • ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ
  • ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ
  • Основная проблематика французской просветительской философии. Учение о природе
  • Основные идеи философии Т. Гоббса. Роль, функции и специфика философии
  • Понятие априорного и его роль в кантовской теоретической философии
  • Понятие бытия и проблема сущности и существования в средневековой философии
  • Представления о философии в средневековой Руси
  • Препятствия, которые мы создаем сами
  • Препятствия, которые мы создаем себе сами
  • Философская мысль духовно-академического направления в русской философии XVIII-XIX вв.
  • Философское учение Г.В. Лейбница Генезис философии Лейбница: отношение к предшествующей философии. Понятие субстанции
  • Фрейм -«как если бы»
  • ХАОС в древнегреческой мифологии, поэзии и философии
  • Шеллинг: От философии свободы к философии откровения
  • ЭЛЕМЕНТЫ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • Эренфельс Христиан Мария Юлиус, фон
  • Эренфельс, Христиан фон (1859-1932)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь