Эренфельс Христиан Мария Юлиус, фон

(20.6.1859, Родаун, Австрия – 8.9.1932, Лихтенау близ Кремса) — австрийский философ и психолог, ученик Ф. Брентано. Сначала обучался основам сельского хозяйства в Высшей школе агрикультуры в Вене, затем — философии в Венском университете (доктор философии, 1885). Работал с 1885 г. по 1888 г. в Грацком университете в первой в Австрии психологической лаборатории под руководством А. Мейнонга, на представления которого оказал существенное влияние. Основываясь на работах Э. Маха и используя в качестве исследовательской парадигмы восприятие мелодий, открыл в 1890 г. ряд гештальт–качеств, названных в его честь „качествами Эренфельса“: качество „сверхсуммативности“ (в целостном предметном восприятии есть признаки, которые отсутствуют в переживании частей) и качество „транспозитивности“ (образ целого остается, даже если все части меняются по своему материалу, например, если это — разные тональности одной и той же мелодии, а может теряться, даже если все элементы сохраняются, например, воспроизведение нот мелодии с конца фразы) („Uber Gestaltqualitaten“, „Vierteljahrschrift fur wissenschaftliche Philosophie“, 1890, 14, S. 249–292). Это исследование стало ключевым для всего гештальтпсихологического направления, и в наибольшей степени учение Эренфельса отразилось на подходах М. Вертхаймера и В. Келера. Сами же гештальт–качества понимались Эренфельсом в рамках учения Брентано об интенцианальности психики, как некое духовное явление производящей деятельности субъекта. Пытался выделить в них ряды всевозможных градаций, которые обозначал высотой или чистотой гештальтов. В 1888 г. Эренфельс подготовил диссертацию для замещения должности доцента в Вене, с 1889 г. он — экстраординарный профессор пражского Немецкого университета, с 1896 г. — ординарный профессор. В дальнейшем с экспериментальной психологии его интересы переместились на вопросы философию. В частности, он пытался обосновать волюнтаристскую этику, в которой процесс мирообразования был представлен как борьба между гештальтпринципом и „неоформленным“ , а человек трактовался как помощник в работе Бога по упорядочиванию вселенной („Kosmogonie“, 1916); занимался также вопросами философии математики, выводя понятие числа из его субъективной представленности („Das Primzahlengesetz“, 1922). Пробовал себя на поэтичерком поприще.

Просмотров: 614
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Пшеничнов М.В. Психология и педагогика, краткий биографический справочник, 2006 г.




Другие новости по теме:

  • «ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ И ПСИХОЛОГИИ»
  • «ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ И ПСИХОЛОГИИ»
  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • «МЕТАФИЗИЧЕСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ», «Медитации о первой философии, в которых доказываются существование Бога и отличие человеческой души от тела»
  • «НЕМЕЦКАЯ ИДЕОЛОГИЯ. Критика новейшей немецкой философии в лице ее представителей Фейербаха, Б. Бауэра и Штирнера и немецкого социализма в лице его различных пророков»
  • «О НЕОБХОДИМОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ НОВЫХ НАЧАЛ ДЛЯ ФИЛОСОФИИ»
  • «О ЧЕЛОВЕКЕ, ЕГО УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЯХ И ЕГО ВОСПИТАНИИ»
  • «УЧЕНИЕ О ЛОГОСЕ В ЕГО ИСТОРИИ»
  • Гоббс: человек, его сущность и общество
  • доктор философии (PHD), доктор по профилю
  • Ильин:Человек, его душа и его собственность. Критика коммунизма
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • О НЕОБХОДИМОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ НОВЫХ НАЧАЛ ДЛЯ ФИЛОСОФИИ
  • Основные принципы и идеи философии Спинозы. Пантеизм Спинозы. Субстанция как природа и Бог
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • Понятие априорного и его роль в кантовской теоретической философии
  • Понятие о темпераменте и его физиологических основах
  • Понятие об ощущении и его физиологической основе
  • Препятствия, которые мы создаем сами
  • Препятствия, которые мы создаем себе сами
  • Техника «это еще не все»
  • Философское учение Г.В. Лейбница Генезис философии Лейбница: отношение к предшествующей философии. Понятие субстанции
  • Фрейм -«как если бы»
  • Христиан Вольф и его последователи
  • ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ. Исследование психологических проблем этики
  • ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ. Исследование психологических проблем этики
  • Экзистенция, выбор, Бог как темы философии Кьеркегора
  • Эренфельс, Христиан фон (1859-1932)
  • ЭТО НЕ ВСЕ МЕТОДИКА
  • эффект быть-как-все (BANDWAGON EFFECT) (в экономической психологии)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь