|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Педагогика » Пшеничнов М.В. Психология и педагогика, краткий биографический справочник, 2006 г.
Эренфельс Христиан Мария Юлиус, фон(20.6.1859, Родаун, Австрия – 8.9.1932, Лихтенау близ Кремса) — австрийский философ и психолог, ученик Ф. Брентано. Сначала обучался основам сельского хозяйства в Высшей школе агрикультуры в Вене, затем — философии в Венском университете (доктор философии, 1885). Работал с 1885 г. по 1888 г. в Грацком университете в первой в Австрии психологической лаборатории под руководством А. Мейнонга, на представления которого оказал существенное влияние. Основываясь на работах Э. Маха и используя в качестве исследовательской парадигмы восприятие мелодий, открыл в 1890 г. ряд гештальт–качеств, названных в его честь „качествами Эренфельса“: качество „сверхсуммативности“ (в целостном предметном восприятии есть признаки, которые отсутствуют в переживании частей) и качество „транспозитивности“ (образ целого остается, даже если все части меняются по своему материалу, например, если это — разные тональности одной и той же мелодии, а может теряться, даже если все элементы сохраняются, например, воспроизведение нот мелодии с конца фразы) („Uber Gestaltqualitaten“, „Vierteljahrschrift fur wissenschaftliche Philosophie“, 1890, 14, S. 249–292). Это исследование стало ключевым для всего гештальтпсихологического направления, и в наибольшей степени учение Эренфельса отразилось на подходах М. Вертхаймера и В. Келера. Сами же гештальт–качества понимались Эренфельсом в рамках учения Брентано об интенцианальности психики, как некое духовное явление производящей деятельности субъекта. Пытался выделить в них ряды всевозможных градаций, которые обозначал высотой или чистотой гештальтов. В 1888 г. Эренфельс подготовил диссертацию для замещения должности доцента в Вене, с 1889 г. он — экстраординарный профессор пражского Немецкого университета, с 1896 г. — ординарный профессор. В дальнейшем с экспериментальной психологии его интересы переместились на вопросы философию. В частности, он пытался обосновать волюнтаристскую этику, в которой процесс мирообразования был представлен как борьба между гештальтпринципом и „неоформленным“ , а человек трактовался как помощник в работе Бога по упорядочиванию вселенной („Kosmogonie“, 1916); занимался также вопросами философии математики, выводя понятие числа из его субъективной представленности („Das Primzahlengesetz“, 1922). Пробовал себя на поэтичерком поприще. Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Пшеничнов М.В. Психология и педагогика, краткий биографический справочник, 2006 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|