УШАКОВА

Татьяна Н иколаевна (р. 1930)— российский психолог, специалист в области общей психологии, психофизиологии, психологии речи, психолингвистики. Д-р психологических наук (1971), профессор (1980), чл.-кор. АПН СССР (1990), чл.-кор. РАО (1992), действит. член РАО (2004). С 1993 г. -гл. ред. организованного ею журнала Иностранная психология , который был преобразован в журнал Психология при Высшекй школе экономики (Москва). Является лидером научной школы Психология высших когнитивных процессов, поддержанной фантом Президента РФ в номинации Ведущие научные школы (2003). В 1953 г. У. закончила психологическое отделение философского фак-та МГУ им. М.В. Ломоносова. С 1972 по 1975 она зав. лаб. Высшей нейродинамики в НИИ ОиПП ФПН СССР, в 1975—1980 гг. возглавила лаб. высшей нервной деятельности человека в НИИ ВНД и нейрофизиологии АН СССР. С 1981 г. — зав. лаб. Психологии речи и психолингвистики ИП АН СССР. С 2001 г. -гл. научн. сотрудник ИП РАН. У. разработана общая психологическая теория генезиса и функционирования речи, согласно которой способность человека говорить и воспринимать речь имеет два корня — природный и социальный. Генетически заданная тенденция выражать вовне, экстериоризировать впечатления и состояния психики, составляет природное основание речи и выражается у младенца в спонтанных голосовых проявлениях, у детей — в речевой игре, словотворчестве, эгоцентрической речи, у взрослых — в потребности выговориться при эмоциональном возбуждении, обсуждать волнующие данного человека темы и др. С другой стороны, когнитивное развитие ребенка осуществляется под влиянием внешних воздействий, включая и окружающих его людей. Взрослые, подсказывая ребенку слова и побуждая повторять их, фактически дают ему удобные для имитации звукодвижения, способствующие прояснению смутных состояний его сознания. Предлагаемый ребенку словесный материал оказывает влияние на структурирование его психики. Введение слова в функционирование психики младенца становится основой формирования в его НС особого функционального органа — механизма внутренней речи, обеспечивающего фиксирование материала, необходимого человеку для владения языком. Механизм внутренней речи взрослого человека имеет иерархическую организацию, обеспечивающую фиксацию: 1) слов и их элементов (лексики языка), 2) вербальных сетей , семантических полей (словесных ассоциаций), 3) правил сочетания слов (грамматики), 4) правил построения связной контекстно обусловленной речи (текстов в широком смысле, включая устную речь в ситуации общения. Эксте-риоризация разнообразных состояний сознания человека, как результат функционирования внутреннего речевого механизма, обусловливает сложносостав-ную семантику слышимой речи, включающей в себя: 1) знание говорящего о мире, 2) различные речевые формы, отражающие функционирование внутреннего речевого механизма, 3) речевые воздействия, направленные на организацию общения, в котором партнеры реализуют свои намерения и цели. Глубинное психологическое содержание речи в каждом из выделенных аспектов легло в основу создания метода интент-анализа речи. В прикладном плане этот метод использован для анализа конфликтных политических дискуссий. Эмпирически установленная и теоретически обоснованная сущностная, по происхождению, связь речи с психологическими состояниями и особенностями человека, приводит к выводу о возможности на основе речевой продукции исследовать психологические характеристики говорящего, что является базовым моментом для разработки проблем речевой диагностики. Наряду с исследовательской, У. ведет большую преподавательскую работу. Соавтор вышедших под ред. В.Н. Дружинина учебников: Современная психология , (1999); Психология, (2001); Когнитивная психология, (2002, соред. Д.В. Ушаков). Автор трудов: Функциональные структуры второй сигнальной системы (1979); Психофизиологические механизмы речи, М.,1979; Речь человека в общении , М., 1989 (в соавт.); Ведение политических дискуссий. Психологический анализ конфликтных выступлений, М., 1995 (в соавт.); Слово в действии, М., 2000 (в соавт.); Детская речь: психолингвистические исследования (ред. и соавт., 2002); Речь: истоки и принципы развития, М., 2004. В.А. Кольцова

Просмотров: 793
Категория: Словари и энциклопедии » Психология »




Другие новости по теме:

  • "F80" Специфические расстройства развития речи и языка
  • "F80.8" Другие расстройства развития речи и языка
  • F80.9 Расстройства развития речи и языка неуточненные
  • F80.9 Расстройство развития речи, неуточненное.
  • «ДВОЯКИЕ РЕЧИ»
  • Афазия у детей (расстройства развития речи)
  • ВАРИАТИВНОСТЬ ЯЗЫКА / РЕЧИ
  • Вариативность языка / речи
  • Галлюцинации внутренней речи
  • ДВИГАТЕЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ВОСПРИЯТИЯ РЕЧИ
  • Двигательная теория восприятия речи
  • Деланная речь (наигранность речи)
  • Дипломатичность речи
  • Допущение (в речи)
  • Единство мышления и речи, общения и познания
  • Интегративная теория речи
  • КАЧЕСТВА РЕЧИ (КОММУНИКАТИВНЫЕ КАЧЕСТВА РЕЧИ)
  • Метод контент-анализа речи
  • Методы исследования речи психолингвистические
  • Механизмы формирования родной и иноязычной речи в общении
  • Психодиагностическое общение: контент-анализ письменной речи
  • Психодиагностическое общение: контент-анализ устной речи
  • РАЗВИТИЕ РЕЧИ
  • РАЗВИТИЕ РЕЧИ в школе
  • Речи нарушения
  • Речи развитие
  • Речь: готовность (готовность к речи)
  • СОЦИАЛЬНАЯ ВАРИАТИВНОСТЬ ЯЗЫКА/ РЕЧИ
  • Социальная вариативность языка / речи
  • УМЕСТНОСТЬ РЕЧИ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь