|
СПИРМЕН(Spearman) Чарльз Эдвард (1863—1945) — английский статистик и психолог, специалист в области экспериментальной психологии, методов оценки и измерения, теории,истории и философии психологии, психологии личности и социальной психологии. Окончил Лейп-цигский ун-т (д-р, 1906). Профессиональную деятельность начал с преподавания экспериментальной психологии в Лондонском университетском колледже, в котором проработал вплоть до отставки в 1931 г. (преподаватель, 1907—1911; профессор мышления и логики, 1911 — 1928; профессор психологии, 1928—1931; засл. профессор в отставке). Член Королевского общества (1924); президент Британского психологического общества (1923— 1926), поч. д-р и поч. чл. нескольких унтов, зарубежных академий и обществ. Один из самых влиятельных английских психологов XX столетия. Начинал свою карьеру в качестве офицера пехоты, прослужив пятнадцать лет в армии, в основном в Индии. В 34 года ушел в отставку и начал академическую жизнь. К систематическому изучению психологии приступил в 1897 г. в лейпцигской лаборатории В. Вундта, где в 1906 г. получил докторскую степень, а через год начал работать в Лондонском ун-те. Именно благодаря многолетним интеллектуальным усилиям С. возникла лондонская школа психологии, которая с позиций строгого реализма, статистики и психометрики занималась изучением человеческих способностей. Изучая корреляции между результатами выполнения различных заданий, С. внес значительный вклад в развитие факторного анализа в психологии: он разработал один из методов корреляций (названный корреляция Спирмена). Выдвинул также двухфакторную теорию интеллекта (The theory of two factors, 1923), согласно которой выделялись: общий (генеральный) фактор g, образующий основание любых успешных умственных действий и ряд специальных факторов, нужных для решения задач в отдельных областях. В дальнейшем сделал попытку распространить эту теорию на психическое в целом. В течение трех десятилетий двух-факторная теория подвергалась острой критике. Одни отрицали само существование общего фактора g как врожденного, других не убеждали его математические доказательства. В ответ на это С. и его сотрудники совершенствовали теоретическую и статистическую базу. Однако уже в 1930-х гг. представление о простой двух-факторной структуре интеллекта стало уступать появляющимся многофакторным теориям (Л. Терстоуна, Дж. Гилфорда и др.). Еще одним направлением научных устремлений С. был поиск фундаментальных законов психологии. Его основные идеи описаны в книге The nature of intelligence and the principles of cognition (1923), где они приняли форму эмпирической эпистемологии, принципы которой поразительно согласуются с современными подходами в когнитивной психологии. С. также автор книг: The abilities of man, their nature and measurement, Macmillan, 1927; Creative mind, C.U. Press, 1930; Human ability/with L. Wynn Jones, 1950. JI.A. Карпенко
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|