ПАНОВ

Виктор Иванович (р. 1945 г.) — российский психолог, специалист в области общей и экологической психологии, методологии психологии, психологии одаренности и развивающего образования. Создатель в системе экологической психологии направления экопсихоло-гии развития человека. Д-р психологических наук (1996), чл.-кор. РАО (2001), зам. директора Психологического института РАО (с 1992). Организатор и руководитель секции Экологическая психология при РПО (2000). Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 1998 г., награжден медалью К.Д. Ушин-ского (1999). После окончания школы (1963) и службы в армии (1964—1967) поступил в 1968 г. на работу в НИИ ОиПП АПН СССР (ныне ПИ РАО) и одновременно на вечернее отделение фак-та математики МГПИ им. В.И. Ленина, который окончил в 1973 г. Профессиональную исследовательскую деятельность начинал под руководством Д. А. Ошанина (1974), а затем А.И. Миракяна (1980). В 1983 г. защитил канд. дис: Взаимосвязь скорости и формы движущегося объекта в непосредственно-чувственном восприятии . В развитие подхода к психическому отражению как порождающему процессу, разрабатывал концепцию восприятия стабильности и движения объектов в процессе зрительного восприятия (Непосредственно-чувственное восприятие движения объектов, М., 1993), защитив на эту тему докт. дис: Непосредственно-чувственный уровень восприятия движения и стабильности объектов. В 1996 г. создал и возглавил лабораторию Экопсихологии развития. Изучение психологических и образовательных аспектов проблематики порождения процессов восприятия, экология детства, одаренности школьников привело П. к созданию нового направления исследований — изучению в системе экологической психологии проблем экопсихологии развития человека (его психических процессов, психических состояний и сознания), которые исследовались в социальных условиях разного вида: семейных, образовательных, информационных и т.д. В 1996 г. в Москве П. была организована и проведена первая (а в 2000 г. — вторая) Российская конференция по экологической психологии. По инициативе П. была организована секция Экологическая психология при РПО (2000), он был избран в Совет по экологическому образованию при Президиуме РАО. Анализ экопсихологических особенностей развития детей в образовательной среде разного типа позволил П. предложить новый подход к исследованию проблемы Одаренные дети, в котором одаренность рассматривается в качестве психического состояния и структуры сознания как системно развивающихся свойств психики ребенка. С 1997 г. П. — научный руководитель координационного совета федеральной целевой программы Одаренные дети Министерства общего и профессионального образования РФ. В рамках этой программы при участии П. была разработана Рабочая концепция одаренности (ред. В.Д. Шадриков), издано семь учебных пособий для учителей (Библиотека Одаренные дети, 1997— 1998 гг.). В настоящее время эта проблематика разрабатывается как Психодидактические и экопсихологические принципы развивающего образования. Применив основные положения экопсихологическо-го и онтологического подходов к проблеме психических состояний, П. разработал типологию и концептуальную модель изменения психических состояний как особой формы бытия, развивающейся во взаимодействии человека с окружающей средой, включая экстремальные ситуации. Апробация и внедрение экопсихологичес-кого подхода к развитию человека, в том числе одаренных детей, реализуется в лекционных курсах для студентов различных вузов и в системе повышения квалификации педагогов и психологов. П. также автор монографий: Основные направления экологической психологии, Смоленск, 2001; Введение в экологическую психологию , вып. 1, М., 2001. Л.А. Карпенко

Просмотров: 487
Категория: Словари и энциклопедии » Психология »




Другие новости по теме:

  • Адаптация (в психологии развития)
  • Адаптация социальная (в психологии развития)
  • Активность (в психологии развития)
  • Детерминанты развития психологии
  • Задачи и место психологии в системе наук
  • Захват экологической ниши
  • ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ
  • ОСНОВНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ И НАПРАВЛЕНИЯ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ СТАНДАРТОВ В ОБЛАСТИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • Общение (в психологии развития)
  • Основные направления исследования общения в зарубежной социальной психологии
  • Основные функции стандартов в области общего образования
  • ПРИНЦИПЫ ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИИ
  • ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА
  • Политической психологии школы
  • Последипломная подготовка в области психологии
  • Принципы критериальной, или духовной, психологии
  • РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • Система зрительного восприятия движения «глаз—голова»
  • Система зрительного восприятия движения «изображение-сетчатка»
  • Социализация (в психологии развития)
  • ФУНКЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ (НАЦИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ)
  • Факторы риска в психологии развития
  • Философские проблемы психологии
  • Школы профессиональной психологии
  • Этические проблемы в психологии
  • микроструктурный подход в психологии
  • принципы психологии



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь