ЛЕЙТЕС

Натан Семенович (р. 1918) -российский психолог, специалист в области возрастной и педагогической психологии, психологии детской одаренности. Д-р психологических наук (1970). Окончил филологический фак-т МГУ (1945), в том же году поступил в аспирантуру Института психологии АПН РСФСР, став одним из ближайших учеников и сотрудников Б.М. Теплова. В 1948 г. защитил канд., а в 1970 г. — докт. дис. на тему: Возрастные и типологические предпосылки общих умственных способностей. С 1965 по 1970 г. работал в лаборатории психофизиологии, возглавляемой В.Д. Небы-лицыным, затем возглавлял группу по изучению склонностей и способностей (1973— 78). С 1986 г. работал в НИИ ОиПП АПН СССР. С 1993 г. по настоящее время — гл.н.с. лаборатории Теории и истории психологии ПИ РАО. В работах Об умственной одаренности (1960), Умственные способности и возраст (1971), Способности и одаренность в детские годы (1984) Л. проанализировал качественные различия в умственной одаренности школьников и разработал оригинальный метод сравнения психологических характеристик одаренных детей, поставил вопрос о соотношении индивидуального и возрастного в ходе становления интеллекта. Ввел понятие возрастная одаренность. В работах Л. дается анализ трех школьных возрастов и разных вариантов неравномерности хода возрастного развития в контексте изучения склонностей и способностей детей. Другое направление исследований Л. связано с изучением психологических характеристик темперамента и является существенным вкладом в развитие дифференциальной психофизиологии (Опыт психологической характеристики темперамента , 1956), так же как изучение феномена последействия на основе разработанной им оригинальной методики двигательного последействия. Большое значение как для диагностики одаренности, так и для анализа ее структуры имели исследования Л., посвященные изучению роли умственной активности в структуре развивающегося интеллекта (К вопросу о динамической стороне психической активности , 1977) и особенностей развития одаренности в детстве (К проблеме сензи-тивных периодов психического развития человека, 1978, Ранние проявления одаренности , 1988). Многолетние исследования Л. обобщены в книгах Возрастная одаренность и индивидуальные различия. Избранные труды, 1997; Возрастная одаренность школьников, 2000. Под ред. Л. и с его авторским участием издано учебное пособие для студентов Психология одаренности детей и подростков, 1996, 2000. Т.Д. Марцинковская

Просмотров: 1472
Категория: Словари и энциклопедии » Психология »




Другие новости по теме:

  • «ПОЗНАНИЕ И ЗАБЛУЖДЕНИЕ.Очерки по психологии исследования»
  • Адаптация (в психологии развития)
  • Адаптация социальная (в психологии развития)
  • Активность (в психологии развития)
  • Афазия у детей (расстройства развития речи)
  • ВЕКСЛЕРА, ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ШКАЛА ИНТЕЛЛЕКТА (WPPSI)
  • Возрастная периодизация развития личности
  • Детерминанты развития психологии
  • Дискурс : исследования в Институте психологии РАН
  • КРИЗИС ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ
  • Кризис возрастного развития
  • Научающее направление в психологии
  • Общение (в психологии развития)
  • Основные направления исследования общения в зарубежной социальной психологии
  • ПРИЗНАКИ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАТОРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ЧЕЛОВЕКА
  • ПРИНЦИПЫ СРАВНЕНИЯ И СОПОСТАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛЮДЕЙ
  • ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАТОРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У КЛИЕНТА
  • Педагогическое общение: технология развития коммуникативных способностей учителя
  • Предмет исследования инженерной психологии
  • Предмет исследования организационной психологии
  • Различия между социализацией детей и взрослых. Ресоциализация
  • Социализация (в психологии развития)
  • ТЕСТЫ СТАНДАРТНЫЕ ДЛЯ ОЦЕНКИ РАЗВИТИЯ МАЛЕНЬКИХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
  • Технология развития коммуникативных способностей учителя
  • Трудности в общении в контексте психологии здоровья
  • ФУНКЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ (НАЦИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ)
  • Факторы риска в психологии развития
  • Эволюционистское направление в психологии
  • обьект исследования (в психологии)
  • предмет исследования (в психологии)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь