|
ЛЕЙТЕСНатан Семенович (р. 1918) -российский психолог, специалист в области возрастной и педагогической психологии, психологии детской одаренности. Д-р психологических наук (1970). Окончил филологический фак-т МГУ (1945), в том же году поступил в аспирантуру Института психологии АПН РСФСР, став одним из ближайших учеников и сотрудников Б.М. Теплова. В 1948 г. защитил канд., а в 1970 г. — докт. дис. на тему: Возрастные и типологические предпосылки общих умственных способностей. С 1965 по 1970 г. работал в лаборатории психофизиологии, возглавляемой В.Д. Небы-лицыным, затем возглавлял группу по изучению склонностей и способностей (1973— 78). С 1986 г. работал в НИИ ОиПП АПН СССР. С 1993 г. по настоящее время — гл.н.с. лаборатории Теории и истории психологии ПИ РАО. В работах Об умственной одаренности (1960), Умственные способности и возраст (1971), Способности и одаренность в детские годы (1984) Л. проанализировал качественные различия в умственной одаренности школьников и разработал оригинальный метод сравнения психологических характеристик одаренных детей, поставил вопрос о соотношении индивидуального и возрастного в ходе становления интеллекта. Ввел понятие возрастная одаренность. В работах Л. дается анализ трех школьных возрастов и разных вариантов неравномерности хода возрастного развития в контексте изучения склонностей и способностей детей. Другое направление исследований Л. связано с изучением психологических характеристик темперамента и является существенным вкладом в развитие дифференциальной психофизиологии (Опыт психологической характеристики темперамента , 1956), так же как изучение феномена последействия на основе разработанной им оригинальной методики двигательного последействия. Большое значение как для диагностики одаренности, так и для анализа ее структуры имели исследования Л., посвященные изучению роли умственной активности в структуре развивающегося интеллекта (К вопросу о динамической стороне психической активности , 1977) и особенностей развития одаренности в детстве (К проблеме сензи-тивных периодов психического развития человека, 1978, Ранние проявления одаренности , 1988). Многолетние исследования Л. обобщены в книгах Возрастная одаренность и индивидуальные различия. Избранные труды, 1997; Возрастная одаренность школьников, 2000. Под ред. Л. и с его авторским участием издано учебное пособие для студентов Психология одаренности детей и подростков, 1996, 2000. Т.Д. Марцинковская
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|