|
КОНОПКИНОлег Александрович (р. 1931) — российский психолог, специалист в области общей психологии, психологии труда и инженерной психологии, педагогической психологии, психологии саморегуляции. Д-р психологических наук (1977), профессор(1988), чл.-кор. РАО (1989), д. чл. РАО (1992). Окончил психологическое отделение философского фак-та МГУ им. М.В. Ломоносова (1956); с 1957 г. работает в НИИ ОиПП АПН СССР (с 1992 г. -ПИ РАО). Занимал должности Ученого секретаря (1965—1968);зам. директора Института по научной работе (1972-1981; 1983-1986). Являлся заместителем гл. ред. журнала Вопросы психологии (1970—1981). Почетный председатель научной секции Психология саморегуляции РПО (с 2000 г.). Награжден медалью К.Д. Ушинского (1999). Область научных интересов К. касается проблем общей и педагогической психологии, в том числе психологии профессиональной подготовки и самоопределения школьников, общих и возрастных закономерностей саморегуляции произвольной активности человека. В 1964 г. К. защищает канд. дис. Скорость передачи человеком информации в зависимости от темпа предъявления сигналов. С 1971 г. возглавляет лабораторию Психологии труда, которая впоследствии меняла название в соответствии с изменением тематики научных исследований (с 1981 — лаб. Регуляции деятельности; с 1986 — лаб. Психологии трудовой подготовки и самоопределения школьников; с 1990— лаб. Психологической регуляции произвольной активности человека; с 1997 — лаб. Психологии саморегуляции. Основное направление последующей научной работы К. было связано с теоретическим и экспериментальным изучением осуществляемого человеком процесса осознанного регулирования своей сенсомотор-ной деятельности. Впервые проведенный систематический структурно-функциональный анализ целостного процесса осознанного регулирования деятельности позволил ему осуществить психологический анализ разных видов и форм произвольной деятельности, ее детерминации и оптимизации. Этой проблеме была посвящена докт. дис. Психологические механизмы саморегуляции сенсомотор-ной деятельности, 1977, в которой, в частности, была обоснована и построена общая модель, отражающая функциональную структуру процесса осознанного регулирования, обеспечивающего достижение максимальной эффективности деятельности относительно принятой субъектом цели. Предложенная модель позволяет в процессе осуществления унифицированного анализа процесса саморегуляции в конкретных видах деятельности выявить те или иные структурные и содержательные дефекты этого процесса и возможные пути его коррекции. Основные результаты работы были опубликованы в монографиях: Психологические механизмы регуляции деятельности, М., 1980; Инженерная психология и проблема надежности машиниста, М., 1976, всоавт.; Функциональное строение и психологические механизмы осознанной саморегуляции деятельности, М., 1992; всоавт. Л.А. Карпенко, В.А. Кольцова
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|