|
КЛИМОВЕвгений Александрович (р. 1930) — российский психолог, специалист в области психологии труда, профессионального образования и профориентации. Ученик B.C. Мерлина. Д-р психологических наук (1969), профессор (1970). Чл.-кор. АПН СССР (1974), д. чл. АПН СССР (1985), д. чл. РАО (1992). Президент РПО (с 1994). Зав. кафедрой психологии труда и инженерной психологии МГУ им. М.В. Ломоносова (с 1983), декан фак-та психологии МГУ (1986—2000). Председатель научно-методических советов учебно-методического объединения ун-тов РФ по психологии и по педагогическому образованию в ун-тах РФ (1988—2000). Гл. ред. журнала Вестник Московского университета. Серия 14. Психология (1986—2000). Награжден почетным знаком За заслуги в развитии системы профтехобразования (1988) и профессиональным орденом Международной Академии психологических наук За заслуги в психологии (1998). Награжден Московским ун-том премией им. М.В. Ломоносова за цикл учебников и учебных пособий по психологии труда (1999). Окончил отделение русского языка, логики и психологии историко-филологического фак-та Казанского ун-та (1953). Профессиональную научно-преподавательскую деятельность начал на кафедре педагогики и психологии Казанского ун-та (под руководством проф. B.C. Мерлина, 1953— 1968) и одновременно (1953—1956) преподавал логику и психологию в средней школе. В 1959 г. защитил канд. дис. по психологии на тему Индивидуальные особенности трудовой деятельности ткачих-многостаночниц в связи с подвижностью нервных процессов, в которой выдвинул идею возможной одинаковой эффективности разных стилей трудовой деятельности в противовес навязывания рабочим некоего передового опыта новаторов, как лучшего и единственного в своем роде (Обучение рабочих на производстве новым приемам труда и пути индивидуального подхода, Казань, 1958). Проблема индивидуального стиля деятельности стала одной из основных в его дальнейших исследованиях. В 1968 г. К. защищает докт. дис: Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы, в которой показывает, что эффективность деятельности человека в массовых рабочих профессиях выше, если человек рассматривается не как типовая живая машина , а как субъект, создающий индивидуально-своеобразную систему способов своей деятельности. Результаты исследований были отражены в монографии Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. К психологическим основам труда, учения, спорта (Казань, 1969). В 1968 г. получает приглашение возглавить отдел психологии труда ВНИИ профтехобразования Госпрофобра СССР (Ленинград, 1968—1976). Здесь под его руководством разрабатывались вопросы профориентации и психологического консультирования в области профессионального самоопределения. Была разработана широко применяемая в практике классификация профессий как многопризнаковых объектов (Школа... а дальше?, Л., 1971). Создана программа профессиографического описания конкретных видов труда в целях профориентации, использованная при изучении множества профессий. Под ред. К. в 1970-е гг. в Ленинграде были опубликованы сборники Человек и профессия (8 выпусков), содержащие проф-ориентационные описания специальностей, упорядоченых по типам (профессии социономические, технономические, биономические, сигнономические и эргономические). Разработана также информационно-поисковая система Професси-ография, служившая информационным средством в работе профконсультанта и оптантов. В 1976 г. К. вновь возвращается к преподавательской деятельности в качестве профессора кафедры психологии ЛГПИ им. А.И. Герцена (ныне — Российский государственный педагогический университет). В 1980 г. получает приглашение работать в Москве на факте психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, где в 1983 г. возглавляет кафедру психологии труда и инженерной психологии, а с1986 по 2000 г. являлся деканом фак-та психологии. Основное направление исследований К. в этот период смещается в область изучения особенностей профессионального сознания и самосознания. Был установлен факт неслучайных различий содержательных характеристик образа мира и профессионального самосознания в зависимости от типа профессии (Образ мира в разнотипных профессиях, М., 1995; Психология профессионального самоопределения, Ростов-на-Дону, 1996). В 90-е годы объектом его исследований становятся профессиональные конфликты и их психологические источники (Конфликтующие реальности в работе с людьми: психологический аспект, М.— Воронеж, 2001), а также работа по созданию учебников и учебных пособий, в том числе: Введение в психологию труда, М., 1988, 1998; Психология. Учебник для средней школы, М., 1996; Основы психологии, М., 1997 /учебник для студентов — не психологов; Основы психологии. Практикум, М., 1999. Для студентов педагогических вузов написано учебное пособие Психология: воспитание и обучение, М., 2000. Общим достоинством этих учебников является то, что психика представляется в ее регулирующей функции в жизни людей и общества, научное представление о психических процессах, личности, сознании и самосознании оказывается необходимой составляющей картины мира современного человека. Кроме этого, К. автор монографий: Психология профессионала, М.—Воронеж, 1996; История психологии труда в России, в соавт., М., 1992. Л.А. Карпенко, О.Г.Носкова
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|