БЕРНШТЕЙН

Александр Николаевич (1870—1922) — российский психиатр, психотерапевт и психолог. Один из организаторов и лидеров российского психоаналитического движения. Д-р медицинских наук (1901), профессор. Был одним из организаторов журнала Современная психиатрия. Основал Журнал психологии, неврологии и психиатрии (1922). Б. — сын Н.О. Бернштейна, известного российского врача, физиолога и общественного деятеля и отец Н.А. Бернштейна — известного российского психолога. Под руководством отца Б. получил начальное домашнее образование. В 1888 г. окончил 3-ю Одесскую гимназию и поступил на медицинский фак-т Московского ун-та. Был учеником и сотрудником С.С. Корсакова. Одновременно с учебой работал в лаборатории клиники нервных болезней, где под руководством Л .О. Дарк-шевича изучал микроскопическую анатомию ЦНС. Особое внимание уделял проблемам психиатрии. По окончании ун-та (1893) получил диплом лекаря (с отличием) и по совету С.С. Корсакова совершил поездку в Австрию, Германию, Францию и Швейцарию, где знакомился с работой различных психиатрических учреждений. В 1893—1902 гг. работал в Психиатрической клинике Московского ун-та. В 1895 г. некоторое время работал в клинике Э. Кре-пелина (в Гейдельберге) и в дальнейшем являлся первым влиятельным российским последователем его учения. В это же время прослушал курс К.Фишера о философии И. Канта. Наряду с врачебной работой интенсивно изучал философию и психологию и был ближайшим помощником А.А. Токарского в психологической лаборатории клиники. С 1901 г. — зав. этой лабораторией и вел занятия по экспериментальной психологии. В 1901 г. защитил докт. дис, посвященную проблемам значения мышечного валика, и в 1902 г. стал приват-доцентом. В этом же году был командирован за границу для подготовки к чтению курса по физиологической психологии. Посетил ряд психологических лабораторий (В. Вундта, Г. Эббингауза и др.), психиатрических клиник (Э. Крепелина, Р. Зоммера и др.) и прослушал лекции Э. Крепелина, Р. Зоммера, К. Вернике и др. По возвращении в Москву начал чтение курса физиологической психологии (с практическими занятиями), который вел до 1905 г. С 1899 г. по рекомендации С.С. Корсакова заведовал Московским Центральным полицейским приемным покоем, где организовал оказание психиатрической помощи неимущим горожанам, дотоле содержавшимся в полицейских участках. Привлек к работе в этом учреждении В.А. Гиляровского, Е.К. Краснушкина, Ю.В. Каннабиха и др. Организовал в нем биохимическую, патологоанатомическую и психологическую лаборатории, в которых велась интенсивная научная работа. Читал курс клинических лекций и проводил практические занятия со студентами. В 1903 г. добился включения Центрального полицейского приемного покоя в число учебно-вспомогательных структур Московского университета. В 1905 г. был одним из инициаторов организации временных Педологических курсов при Московском педагогическом собрании, при котором в 1908 г. открыл и возглавил психологическую лабораторию, публиковавшую Труды психологической лаборатории при Московском педагогическом собрании(1909, 1911). В 1906-1916 гг. участвовал в организации и проведении Всероссийских съездов по педагогической психологии и экспериментальной педагогике. Разрабатывал программы, методики и опросники по исследованию личности и интеллекта. Опубликовал первое в России руководство Клинические приемы психологического исследования душевнобольных (1908), а также статьи и книги о проблемах прикладной экспериментальной психологии, практических методах экспериментально-психологического исследования личности: Экспериментально-психологические схемы исследования интеллектуальных расстройств при душевных болезнях (1910), Клинические приемы психологического исследования душевнобольных (1911), Клинические лекции о душевных болезнях (1912). Вел большую клиническую и научную работу. Разработал способ определения восприимчивости памяти при помощи таблиц с геометрическими фигурами, методики экспериментально-психологического исследования и клинического опроса, выполнил работы по эпилепсии, описал симптом олигофалии и пр. Одним из первых российских психиатров обратил внимание на содержание и возможности психоаналитического учения. В 1907 и 1909 гг. организовал при Центральном полицейском приемном покое Повторительные курсы (курсы усовершенствования врачей), на которых повышали свою квалификацию психиатры России. В 1909 г. пригласил в качестве лектора Н.А. Вырубова, который прочитал спецкурс Психоаналитический метод в изучении и терапии психоневрозов . В 1910—1914 гг. был одним из организаторов и членов редколлегии журнала Психотерапия. Обозрение вопросов психического лечения и прикладной психологии . В 1919 г. содействовал созданию Психоневрологического музея и библиотеки профессора Ф.Е. Рыбакова и вошел в Совет музея. В 1920 г. принимал активное участие в преобразовании этого музея в Государственный (Московский) психоневрологический ин-т, заведовал там отделом психиатрии. В 1920—1922 гг. был директором Государственного психоневрологического ин-та (ныне — Московский НИИ психиатрии МЗ РФ). Привлек к работе перспективных специалистов и организовал новые кабинеты и лаборатории, в том числе Гипнологии и психоанализа. В 1921 г. содействовал организации в ин-те научного кружка, изучавшего вопросы психологии худож. творчества психоаналитическим методом и принимал активное участие в его работе. В этом же году открыл при отделе психологии ин-та психоаналитически ориентированный Детский дом-лабораторию по научному изучению детского возраста, ставший первой российской структурой по детскому психоанализу и зародышем Государственного психоаналитического института (ГПАИ). В 1921 г. совместно с И.Д. Ермаковым и С. Любимовым пытался создать научное общество для исследования явлений психизма, связанных с подсознательным. В современной психиатрии и психологии и поныне широко используются психологические методики Б., направленные на исследование интеллектуального уровня (методика установления последовательности событий и проба на комбинаторику), которые в определенной мере инициировали и отчасти вошли в различные тесты для исследований интеллекта. А описанный им симптом Бернштейна (фиксирующий некоторые особенности движения у кататоников) стал одним из употребительных психиатрических терминов. Автор книг: Экспериментально-психологическая методика распознавания душевных болезней (1908), Экспериментально-психологические схемы исследования интеллектуальных расстройств при душевных болезнях (1910), Клинические приемы психологического исследования душевнобольных (1911), Клинические лекции о душевных болезнях (1912) и др. работ. В. И. Овчаренко

Просмотров: 1885
Категория: Словари и энциклопедии » Психология »




Другие новости по теме:

  • «ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ»
  • «ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ И ПСИХОЛОГИИ»
  • «ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ И ПСИХОЛОГИИ»
  • «КУРС ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ»
  • «ПОЗНАНИЕ И ЗАБЛУЖДЕНИЕ.Очерки по психологии исследования»
  • БЕРНШТЕЙНА ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ
  • ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ в психологии
  • Дискурс : исследования в Институте психологии РАН
  • Задачи и место психологии в системе наук
  • ИЗОЛЯЦИЯ В ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ
  • Исследование общения в Институте психологии РАН: школа Ломова Б. Ф.
  • КОРСАКОВА-ЩЕРБАКА КОНЦЕПЦИЯ СИМПТОМОКОМПЛЕКСОВ В ПСИХИАТРИИ
  • Корсакова-Щербака концепция симптомокомплексов в психиатрии
  • Методы психологического исследования межличностных отношений. Социометрия
  • НАБЛЮДЕНИЕ в педагогике и психологии
  • ОПЕРАТИВНЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: МЕТОДИКА И ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ
  • Основные направления исследования общения в зарубежной социальной психологии
  • Предмет исследования инженерной психологии
  • Предмет исследования организационной психологии
  • Психологические лаборатории
  • Психотерапия, основанная на глубинной психологии
  • РЕКАПИТУЛЯЦИИ ТЕОРИЯ (от лат. RECAPITULATIO - сжатое повторение) в психологии и педагогике
  • Репрезентативность методики исследования
  • ФУНКЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ (НАЦИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ)
  • ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ
  • ЭФФЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
  • Экспериментально-психологические методы
  • метод исследования личности на основе составления таблиц распределения
  • обьект исследования (в психологии)
  • предмет исследования (в психологии)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь