|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.
НАБЛЮДЕНИЕ в педагогике и психологииодин из методов психолого-пед. исследования, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии поведения с целью выявления его смысла и содержания. Система Н. состоит в объективной, детальной и точной регистрации внеш. проявлений психич. процессов и свойств личности. Н. должно соответствовать поставленной задаче, следовать соответствующему плану, фиксировать необходимые данные. Единицей регистрации в Н. может быть тот или иной акт поведения: напр., речевое обращение ребёнка к сверстникам или педагогу, эмоциональная реакция, выразит, движения и т. п. Введение единицы регистрации при Н. позволяет применить количеств, учёт и оценку данного явления, обеспечить единообразие процесса и результатов неск. исследований. Для соблюдения объективности Н. важную роль играет унификация терминов и понятий, параметров, используемых при регистрации наблюдаемых явлений. Результат исследования, в к-ром используется Н., в Значит. степени зависит от самого исследователя, от его «культуры наблюдения». Необходимо учитывать спец. требования к процедуре получения и трактовки информации в Н. Среди них, особо выделяются следующие. 1) Н. доступны только внеш. факты, имеющие речевые и двигательные проявления. Наблюдать можно не интеллект, а то, как человек решает задачи, не общительность, а характер взаимодействия с др. людьми и т. д. 2) Необходимо, чтобы наблюдаемое поведение определялось операционально, в терминах реального поведения, т.е. регистрируемые характеристики должны быть как можно более описательными и как можно менее объяснительными. 3) Для Н. должны быть выделены наиб. важные моменты поведения (критич. случаи). 4) Наблюдатель должен иметь возможность фиксировать поведение оцениваемого лица длительный промежуток времени, во мн. ролях и мн. критич. ситуациях. 5) Надёжность Н. повышается в случае совпадения показаний неск. наблюдателей. 6) Ролевые отношения между наблюдателем и наблюдаемыми должны быть устранены. Напр., поведение ученика будет различным в присутствии родителей, учителя и сверстников. Поэтому и внеш. оценки, даваемые одному и тому же лицу по одному и тому же набору качеств людьми, занимающими по отношению к нему разное положение, могут оказаться различными. 7) Оценки в Н. не должны быть подвержены субъективным влияниям (симпатиям и антипатиям, переносам отношения с родителей на ученика, с успеваемости ученика на его поведение, и т. п.). Н. позволяет успешно фиксировать внеш. характеристики деятельности. Результаты, полученные в процессе Н., представляют собой эмпирич. факты; установление закономерностей возможно лишь при их тщательном анализе. С помощью Н. могут быть получены ценные данные, однако этот метод более, чем, напр., эксперимент, нуждается в дополнении исследования того же объекта др. методами. Н. нередко используется на предварительных, поисковых этапах науч. исследования, при постановке новых проблем. За этими этапами следует более углублённое исследование эксперим. типа. Лит. Бочкарева Т И., Рае в А. И., Методика психол. изучения личности школьника, Л, 1963; Б а с о в М Я., Методика психол. наблюдений над детьми, в его кн.: Избр. психол. произв., М., 1975; Рабочая книга шк. психолога, под ред. И. В. Дубровиной, М., 1991; Л с III л и Д ж., Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы, пер. с англ., М., 1991. В. А. Крутецкий. В дидактике Н. рассматривается как целенаправленное восприятие, выступающее одним из средств учения. Цель Н. — накопление знания фактов, образование первонач. представлений об объектах и явлениях окружающего мира. Н. предусматривает умение группировать факты, свойства и явления, подмечать в них сходство и различие, классифицировать их и, если возможно, определять в естественных условиях зависимость хода процесса или явления от тех или иных условий. Н. предусматривает не только непосредств. восприятие информации, в т. ч. учебной, но и ее переработку, в процессе к-рой Значит. роль играют такие мыслит, операции, как сравнение, анализ, синтез, обобщение. Н. требует определ. подготовки, в т. ч. в связи с его задачей — предварит. ознакомления с объектом Н., уяснения его цели и условий, к-рым оно должно удовлетворять, разработку плана и способов Н. Н. — способ уч. деятельности, при соотнесении к-рого с организующей функцией учителя является приёмом или совокупностью приёмов обучения, характеризуемых в каждом случае своей технологией. Важная задача организованного Н. — поощрять вопросы любого характера, не допуская недоброжелательности, критицизма, иронии, выявляя в каждом вопросе рациональное ядро или объясняя неуместность, нелогичность такого вопроса. Н. может быть простым (со стороны) или включённым, т.е. при соучастии в функциях объекта (эксперимент, социологич. исследование и т. п.). В совр. процессе обучения важную роль приобретает, пока ещё редкое, приучение ученика к самонаблюдению, рефлексии. Н. широко применяется в обучении, особенно при изучении предметов естеств.-науч. цикла. Хорошо организованное Н. способствует активизации познават. и практич. деятельности учащихся. Н. могут быть частью уч. эксперимента (напр., метеорологич. Н. в географии; Н. взаимного расположения небесных тел, их движения в астрономии) или используются наряду с экспериментом (Н. явлений природы, техники, те нол. процессов в пром-сти и с. х-ве, в физике, биологии, химии). Н. необходимо организовывать также при изучении истории, политологии, права, а на уроках языка — неизбежно. Н. могут проводиться на уроках, экскурсиях, при выполнении домашних заданий. Часто Н. являются основой беседы, демонстрационного опыта. Н. планируются наряду с др. видами уч. деятельности учащихся. По месту Н. в уч. процессе различают Н., предваряющее изучение нового материала; Н. в связи с изложением учителя; Н. для закрепления знаний и их обобщения. По видам Н. учитель составляет конкретные задания, обеспечивает учащихся необходимым оборудованием. Н. проводятся в органич. связи с др. видами уч. деятельности учащихся. Н. необходимо использовать как источник видения и постановки проблем, рассмотрения структуры объекта как системы, альтернативной постановки цели, т.е. включать в проблемное обучение. При изучении темы (раздела) необходимо расширять ареал Н., соединяя его поурочные части в единое целое. В процессе проведения учебных и внеучебных Н. непременной целью является формирование наблюдательности, для чего следует использовать имеющиеся приёмы. Н. — сфера не только формально программируемой в уч. пособиях деятельности, но и область широкой творческой инициативы учителей. Лит.: Давыдов В. В., Виды обобщения в обучении, М., 1972; Казанский Н. Г., Назарова Т. С., Дидактика. (Нач. классы), М., 1978; Методы обучения в совр. школе. Сб. ст., под ред. Н. И. Кудряшева, М., 1983; Ильина Т. А., Педагогика, М., 1984, Лекция 13, § 3; Фридман Л. М., Наглядность и моделирование в/обучении, М., 1984. И. Я. Лернер.
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|