БАРДИН

Кирилл Васильевич (1929-1995) — российский психолог, специалист в области психофизики, общей и педагогической психологии. Автор концепции субъектной психофизики. Д-р психологических наук (1976). Закончив отделение психологии философского фак-та МГУ им. М.В. Ломоносова (1954), начал свою научную деятельность в ИП АПН СССР под руководством ПА. Шеварева. С 1972 г. перешел в ИП АН СССР. В последние годы являлся гл.н.с. ИП РАН. Первые экспериментальные исследования Б. посвящены формированию учебной деятельности, разработке понятия предмета усвоения. Развивая теоретические идеи СВ. Кравкова и А.В. Запорожца о влиянии произвольной регуляции человеком своей сенсорной деятельности на ее результаты, Б. изучал онтогенез цветового зрения в период школьного детства. Выявил способы сенсорной деятельности человека и их влияние на пороговые показатели, призванные измерять чистую чувствительность. Б. написана первая на русском языке монография по проблемам и методам психофизики (1976), разработана и экспериментально обоснована зонная теория пороговой области (одновременно с М.Б. Михалевской). Был обнаружен психологический феномен повышения чувствительности в результате извлечения наблюдателем из сенсорной информации о простом сигнале признаков других модальностей и построения его целостного предметного образа. На этой основе им была разработана концепция переорганизации сенсорного пространства. В последующих исследованиях, анализируя теоретико-экспериментальные исследования, накопленные в отечественной психофизике в 1970— 1980-е гг., Б. выявил влияние собственной активности человека (в сенсорных измерениях) на получаемые результаты. Это оказалось возможным на основе использования категории субъекта в силу ее системного характера — интеграции в себе многообразных форм психической активности. Объединив перечисленные выше линии отечественных исследований, Б. обосновал особое научное направление: субъектную психофизику (Начала субъектной психофизики. 1993, всоавт. с Ю.А. Индлиным). Данный подход получил развитие в работах последователей Б. Экспериментальные материалы субъектной психофизики послужили одним из оснований для последующей разработки субъектного подхода в психологии, например в работе А.В. Брушлинского Проблемы психологии субъекта, (1994). И. Г. Скотникова

Просмотров: 581
Категория: Словари и энциклопедии » Психология »




Другие новости по теме:

  • «ПОЗНАНИЕ И ЗАБЛУЖДЕНИЕ.Очерки по психологии исследования»
  • влияние (в психологии)
  • Дискурс : исследования в Институте психологии РАН
  • Задачи и место психологии в системе наук
  • Исследование общения в Институте психологии РАН: школа Ломова Б. Ф.
  • категории военной психологии
  • Личностные результаты образовательной деятельности
  • Метапредметные результаты образовательной деятельности
  • Научающее направление в психологии
  • Нормативно-правовое обеспечение образовательной и учебной деятельности на основе информационных технологий
  • обьект исследования (в психологии)
  • Основные направления исследования общения в зарубежной социальной психологии
  • Последипломная подготовка в области психологии
  • предмет исследования (в психологии)
  • Предмет исследования инженерной психологии
  • Предмет исследования организационной психологии
  • Предметные результаты образовательной деятельности
  • Проблема познания людьми друг друга в отечественной психологии
  • РЕЗУЛЬТАТЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Результаты деятельности
  • Самовоспроизводство класса (воспроизводство его на собственной основе)
  • Сенсорной информации хранение
  • СЕНСОРНОЙ ИНФОРМАЦИИ, ХРАНЕНИЕ
  • Философские проблемы психологии
  • ФУНКЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ (НАЦИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ)
  • Эволюционистское направление в психологии
  • Экспериментальные исследования
  • Экспериментальные исследования памяти
  • Этические проблемы в психологии
  • ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь