Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 48 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 49 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 51 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 52 Мировоззрение



Мировоззрение

— в наиболее общем определении представляет собой систему взглядов человека на мир в Целом и взаимосвязь его отдельных компонентов; процесс рационального познания и эмоционального переживания человеком своего места в мире, своих возможностей и перспектив, смысла своей деятельности и исторической судьбы. М. является продуктом и результатом духовной деятельности человека. М. представляет собой аксиологическое пространство, в котором реализуется ценностная ориентация, необходимая для всех форм человеческой деятельности, формируются духовные потребности, осуществляется интеграция индивидов и социальных групп в единое целое, в историческую общность: класс, нацию, народ, человечество. В более узком значении М. понимается как относительно автономная система представлений, характерных для определенной области общественной жизни: философское, мифологическое, научное, религиозное, эстетическое, политическое, обыденное М. Близким по значению понятием к М. является понятие «картина мира». Содержание и структура М. определяются характером и уровнем развития человеческой практики. В формах М. человек осознает и переживает свое единство с миром и свою отделенность от него. М. представляет собой социокультурный, собственно человеческий способ утверждения в бытии через бесконечное многообразие взаимодействий человека с миром. Наиболее значимыми для формирования М. являются теоретическое и духовно-практическое отношение к миру. Теоретические (наука, философия) и духовно-практические (искусство, мораль, религия) формы познания возникают в практической деятельности человека и являются важнейшими средствами достижения целей человеческой деятельности. В процессе теоретического познания усилия человека направлены на получение истины. Чтобы установить истинность знания, необходимо определить соответствие знания предмету познания. Истина становится, таким образом, мерой и оценкой развитости теоретического и практического освоения мира человеком, поскольку практика является основой, целью и критерием истинности знания. В духовно-практическом отношении человек рассматривает мир и его отдельные компоненты в перспективе добра и зла, красоты. Добро и зло, красота становятся мерами нравственного, религиозного, эстетического отношения к миру. В силу этого истина, добро, зло и красота являются высшими ценностями культуры и философскими категориями, посредством которых строится и осмысливается мировоззренческая картина мира. М. любого общества представлено совокупностью профессионально разработанных идеологами (интеллигенцией) форм общественного сознания и стихийно сложившимися в обществе обыденными, жизненно-практическими нормами, ценностями, обычаями и традициями. Таким образом, в М. выделяются два уровня: теоретический, рационализированный, систематизированный и обыденный, нежестко структурированный, подвижный и открытый и одновременно устойчивый и консервативный, эмоционально нагруженный. М. обладает каждый человек, через систему мировоззренческих форм и принципов реально осуществляется процесс социализации индивида. Присваивая определенные ценностные установки, индивид осознает себя человеком данного общества, данной эпохи. Нормы и принципы М. являются также важнейшими способами взаимосвязи индивидов, посредством которых осознаются и переживаются сходство и различие классовых, сословных, групповых интересов. В классовом обществе в зависимости от совпадения (ИЛИ, напротив, противоположности) классовых интересов с прогрессивной тенденцией исторического развития М. приобретает прогрессивную или реакционную направленность. Кроме того, М., направленное на сохранение существующего положения, квалифицируется как консервативное, ценностные установки, признающие приоритетную значимость нового, обосновывающие необходимость преобразования наличного бытия, представляют революционное М., в силу чего его идеи и принципы становятся личностной мотивацией революционной деятельности. По содержанию М. может быть последовательно научным, основанным на достижениях передовой науки и философии, ориентированным на науку, или ненаучным, с преобладанием религиозно-мистических компонентов. Поскольку авторитет науки, разума в нашем обществе достаточно велик, для современного М. характерны попытки своеобразного «онаучивания» традиционных ненаучных и антинаучных феноменов. М. представляет собой исторически развивающийся процесс. Каждая историческая эпоха вырабатывала свои представления о мире и о назначении человека в мире. М. доклассового, родового общества представлено мифом, синкретической формой общественного сознания, в которой не разделялись природные и общественные характеристики в образе человека и мира, рационально- практические и эмоциональные моменты, коллективное и индивидуальное начала. Синкретизм мифа обусловлен невыделен- ностью общества из природы и индивида из общества. С общественным разделением труда, с появлением классов и государства миф перестает быть духовно-практической связью классово разделенного общества. Родовые ценности становятся тормозом общественного развития, целостная мифологическая картина мира разрушается, и возникает М. классового общества с новыми ценностными ориентациями. Так, в античной Греции М., объединяющее реально разделенных людей, строится на принципе космоцентриз-ма, утверждающего гармоническую связь автономных частей единого целого. «Разработчиками» нового М. стали философы, профессиональной сферой которых стал поиск единого основания многообразно разделенного целого. Кризис античного М. стимулирует появление новых мировоззренческих ценностей, установок и мотивов поведения. Христианская религия становится своеббразным способом разрушения античного М. и принципом построения новой, теоцентрической картины мира. Бог предстает в качестве универсального абсолютного принципа организации общественного и индивидуального бытия, меры и оценки всех действий и намерений человека в традиционном обществе. Спасение, осознанное и пережитое как смысл и назначение человеческой жизни, существенно связывает активность и ограничивает самостоятельность человека. Дальнейшее разделение труда, становление капиталистического общества, индустриального производства разрушают устои и принципы организации доиндустриального общества и его М. Ценностные ориентации эпохи Возрождения направлены на утверждение и легитимацию активно действующего индивида, без чего невозможна никакая предпринимательская деятельность. Капиталистическое индустриальное производство стимулирует развитие науки, наука становится важнейшим формирующим М. фактором. «Знание — сила» — лозунг, провозглашенный Ф. Бэконом, задает главные ценности и ориентации новой эпохи. Кризис капитализма и его ценностных установок приводит к мировоззренческому нигилизму, отказу от поиска и утверждения универсальных принципов, к децентрализации и плюрализму. Современная картина мира отражает положение человека в мире массовой культуры, мире массового производства, управленческих технелогий, тотального рынка, манипуляций в сфере общественного и индивидуального сознания. Мировоззренческая ситуация потерянности человека, его отчужденности от природы, общества, другого человека и, в конечном счете, от самого себя — показатель кризиса базовых общественных структур и призыв к социальным преобразованиям. Выход из кризиса, построение нового общества невозможны без преобразования М., поскольку именно М. задает пространство культуры, в котором воспитывается личность, способная к активным социальным действиям.

Просмотров: 1220
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философия/словарь по обществознанию под ред. Петрунина Ю.Ю, Панова М.И., 2006 г.




Другие новости по теме:

  • «РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ»
  • «СИСТЕМА ПРИРОДЫ, ИЛИ О ЗАКОНАХ МИРА ФИЗИЧЕСКОГО И МИРА ДУХОВНОГО»
  • «СИСТЕМА ПРИРОДЫ, или о законах мира физического и мира духовного»
  • АЛГОРИТМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА-ОПЕРАТОРА
  • В процессе воспитания человека необходимо ввести науку совести
  • ВОСПРИЯТИЕ ЧЕЛОВЕКА ЧЕЛОВЕКОМ
  • ВОСПРИЯТИЕ ЧЕЛОВЕКА ЧЕЛОВЕКОМ
  • ГОМЕОСТАТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
  • ДВИЖУЩАЯ СИЛА РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА
  • ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
  • ЕДИНОГО ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА ТЕОРИЯ
  • Европейская конвенция по правам человека (Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод)
  • КЛАССОВО-СТРАТИФИКАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА (СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА)
  • КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА
  • Классово-стратификационная структура общества (Социальная структура общества)
  • НЕСПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА БЫТЬ САМИМ СОБОЙ
  • ОДНОМЕРНЫЙ ЧЕЛОВЕК. Исследование идеологии Развитого Индустриального Общества
  • ОДНОМЕРНЫЙ ЧЕЛОВЕК. Исследование идеологии Развитого Индустриального Общества
  • ОПТИМИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
  • Основные идеи и этапы развития критической теории общества Хоркхаймера, Адорно, Маркузе
  • ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА
  • СМЫСЛ ЖИЗНИ (человека)
  • СМЫСЛ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
  • СМЫСЛ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
  • СОГЛАШЕНИЕ, ПРИНЯТОЕ В 1990 ГОДУ ОТНОСИТЕЛЬНО ИСКУССТВЕННОГО ОПЛОДОТВОРЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ЭМБРИОЛОГИИ
  • СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА КЛАССОВО-СТРАТИФИКАЦИОННАЯ
  • Смысл жизни человека
  • ФИЛОСОФСКИЕ ОБЩЕСТВА И ОРГАНИЗАЦИИ
  • Экзистенциализм: Бытие человека и бытие мира
  • Эксплуатация человека человеком



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь