«Золотое правило» нравственности

— основа нравственного поведения личности, концентрированное выражение принципа гуманизма, осознанное человечеством в древнейшие времена. История становления этого принципа как основы нравственного поведения одновременно является историей становления нравственности. В современном его значении «3. п.» н. начинает использоваться в XVIII в. Изначально, в условиях родоплеменной общности, действовал универсальный обычай кровной мести («око за око, зуб за зуб»), талион, содержание которого сводится к идее равного воздаяния: «возмездие по отношению к представителю другого рода должно быть равно причиненному им ущербу тебе или членам твоего рода». Этот жестокий, с современной точки зрения, обычай ограничивал вражду родов, вводил ее в определенные рамки, ибо требовал строго равного воздаяния. В талионе отражена спаянность рода и отчужденность межродовых взаимодействий. Разрушение родоплеменных отношений вело к невозможности четкого разделения на «своих» и «чужих». Внеродовые экономические связи порой оказывались важнее связей родственных. Как индивид уже не желает отвечать за прегрешения родственников, так и родовая общность не стремится брать на себя ответственность за проступки своих членов. В этих условиях талион, рассчитанный на действия в рамках взаимоотношений «своих» и «чужих», теряет свою эффективность. Возникает необходимость формирования нового принципа регуляции межиндивидуальных отношений, не зависящего от родоплеменной принадлежности индивида. Таким принципом стало «3. п.» н., упоминания о котором встречаются уже в VI-VBB. ДО Н. Э. — В учении Конфуция, в памятнике древнеиндийской культуры «Махабхарата», в изречениях семи греческих мудрецов, в Ветхом и Новом Заветах. Например, в Евангелии от Матфея «3. п.» н. звучит следующим образом: «Итак, во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними...» В отличие от приведенной «позитивной», существует и «негативная» формулировка «3. п.» н.: «Не желай другому того, чего не желаешь себе». «Другой» в «3. п.» н. — это любой человек, ближний и дальний, знакомый и незнакомый. «3. п.» н. в скрытой форме содержит представления о равенстве всех людей. Но равенство это не принижает людей, не делает их одинаковыми. Это равенство в свободе, равенство возможностей бесконечного совершенствования, равенство в тех человеческих качествах, которые индивид считает наилучшими; равенство перед теми нормами поведения, которые оптимальны для каждого человека. «3. п.» н. предполагает возможность для каждого из нас встать на место другого человека: я к себе могу отнестись, как к другому, к другому — как к себе. Такое отношение и есть основа связи между людьми, которая называется любовью. Отсюда — другая формулировка «3. п.» н.: «Люби ближнего, как самого себя». «3. п.» н. требует отношения к другому человеку, как к себе, в перспективе совершенства, т. е. как к цели, но никогда — как к средству. «3. п.» н. в качестве основы нравственного поведения и нравственного сознания всегда было объектом пристального внимания философов. Т. Гоббс считал его основой естественных законов, определяющих жизнь человека. Это правило доступно для понимания каждого, оно помогает ограничить индивидуальные эгоистические притязания, что составляет основу единения людей в государстве. Дж. Локк не считал «3. п.» н. врожденным человеку, напротив, в его основе лежит естественное равенство людей, осознав которое в форМе «3. п.» н., люди приходят к состоянию общественной добродетели". И. Кант критически оценивал традиционные формулировки «3. п.» н. По его мнению, «3. п.» н. в явном виде не позволяет оценить степень нравственной развитости индивида: индивид может занизить нравственные требования к самому себе, может стать на позиции эгоизма («Я не мешаю вам жить, не мешайте жить и мне»). Традиционно «3. п.» н. включало в нравственное поведение желание индивида. Но человеческие желания, страсти, по мнению Канта, делают его рабом природы и полностью выводят за пределы мира нравственного — мира свободы. Однако категорический императив Канта — центральное понятие его этического учения — есть философски уточненное «3. п.» н.: поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла стать основой всеобщего законодательства. Страсти, желания не должны подменять нравственные мотивы поступка. Индивид возлагает на себя ответственность за возможные последствия своего поведения.

Просмотров: 1446
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философия/словарь по обществознанию под ред. Петрунина Ю.Ю, Панова М.И., 2006 г.




Другие новости по теме:

  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • «О ЧЕЛОВЕКЕ, ЕГО УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЯХ И ЕГО ВОСПИТАНИИ»
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • Автор как переводчик себя
  • Воля как характеристика сознания
  • Ильин:Человек, его душа и его собственность. Критика коммунизма
  • ИСТОРИЯ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ
  • ИСТОРИЯ КУЛЬТУРОЛОГИИ КАК НАУЧНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
  • КЛАСС «В СЕБЕ» И КЛАСС «ДЛЯ СЕБЯ»
  • КЛАСС В СЕБЕ и КЛАСС ДЛЯ СЕБЯ
  • КЛАСС В СЕБЕ И КЛАСС ДЛЯ СЕБЯ
  • Логика как основа онтологии. Логические принципы выделения первоэлементов бытия
  • Методика «Q-сортировка». Диагностика основных тенденций поведения в реальной группе и представлений о себе
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • Общение как восприятие людьми друг друга
  • Онтология эмпириокритицизма. Ощущения как элементы мира
  • Паскаль: религия как разрешение всех противоречий человеческого существования
  • Поведение как эксперимент
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • Позитивизм как методологическая основа возникновения социологии
  • Развитие социального поведения людей
  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОСТ ЧЕЛОВЕКА КАК ЛИЧНОСТИ
  • Суицидальное поведение как способ манипуляции
  • Теоретические основы педагогики (социальной педагогики) как самостоятельной науки
  • ТЕХНИКА КАК ЭЛЕМЕНТ КУЛЬТУРЫ
  • Участие Канта в полемике вокруг его идей
  • ЧАСТОТНЫЙ СЛОВАРЬ КАК ФИЛОСОФСКАЯ КАРТИНА МИРА
  • Человек как ученый
  • эффект быть-как-все (BANDWAGON EFFECT) (в экономической психологии)
  • Я как мыслящая вещь. Сущность человека: Декарт



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь