|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Философия » Некрасов С.И., Некрасова Н.А. Философия науки и техники, 2010 г.
ТЕЙЯР ДЕ ШАРДЕН, ПЬЕР(1881-1955) – французский теолог, священник-иезуит, один из создателей теории ноосферы и научной космогонии, представляющей собой синтез католических христианских традиций и теории космической эволюции. Окончил университет в Сорбонне, защитил докторскую дис- сертацию в области естественных наук (геология, ботаника, зоология), профессор кафедры геологии парижского Католического университета. Внёс вклад в развитие философии, антропологии, палеонтологии и католической теологии. Основная работа «Феномен человека» (1937-1946). Утверждал, что эволюция от клеток (эмбрионального мыслящего покрова), опоясавших земную поверхность, через человека, активизировавшего мыслительные возможности вещества и реализовавшего возможность самовоспроизводства мыслящего слоя, сфера разума переходит в охватывающие всю планету «пласты ноосферы», т.е. эволюция не закончилась на человеке как индивидууме, она продолжается по мере того, как человечество объединяется в сообщества с возрастающей дифференциацией индивидуальных функций и соответственно увеличивающейся степенью взаимосвязи. Человечество все более плотно заселяет ограниченное пространство Земли, появляются все новые и новые средства связи. Концентрация мышления в масштабе планеты тесно связана со слиянием воедино человеческого духа, которое в результате дальнейшей эволюции приведет к возникновению духа Земли. Следующим шагом после самоконцентрации ноосферы является присоединение её к другому мыслительному центру – сверхинтеллектуальному – степень развития которого уже не нуждается в материальном носителе и целиком относится к сфере Духа. Таким образом, вещество, постепенно увеличивая степень организованности и самоконцентрации, эволюционирует в мысль, а мысль, следуя этим же путем, неизбежно развивается в Дух (сначала это будет Дух Земли, затем концентрированность и соборность желаний всех элементов Духа Земли положит начало Парусии – Второму Пришествию Христа). Графически эволюционный процесс можно изобразить в виде конуса пространства-времени, в основании которого находится множественность и хаос, а на вершине – высший полюс эволюции, точка последнего объединения в дифференцированное единство («точка Омега»). Атрибуты точки Омега – автономность, наличность, необратимость и трансцендентность. Точка Омега для Тейяра де Шардена есть Бог, который благодаря силе своего притяжения даёт направление и цель прогрессивно эволюционирующему синтезу. Процесс эволюции указан Христом как естественное предустановление к сверхприродному порядку, в ходе которого материя-энергия постепенно истощает свой потенциал к дальнейшему духовному развитию. Слово Божие, имманентное природе – это синтезирующая сила, которая «творит, объединяя», приводит элементы во всё более невероятные сочетания вопреки тенденции к энтропии. Слово Божие обнаруживает свою эволюционную мощь в высшей форме – личной любви. В самопожертвовании Христа раскрывается любовь Бога к человеку, призыв отвратиться от греха (эгоцентрического сопротивления божественной объединяющей любви), чтобы сконцентрироваться на Христе, истинном «центре всех центров». Воскреснув, Христос продолжает свое движение как «космический Христос» к последнему полюсу притяжения (Омеге), приводя людей их собственным волеизъявлением в органическое единство друг с другом с центром во Христе. Конец света рассматривает как внутренний возврат к себе всей ноосферы, достигшей одновременно крайней степени своей сложности и своей сосредоточенности. Конец света – это переворот равновесия, отделение сознания, достигшего совершенства, от своей материальной матрицы, чтобы отныне иметь возможность всей своей силой покоиться в Боге-Омеге». Такой вариант развития событий реализуется в том случае, если зло на завершающем этапе Земли будет находиться в минимуме. Но если зло, возрастая одновременно с добром, достигнет к финалу своей высшей ступени, тогда возможно, что ноосфера, достигшая определенной точки объединения, «снова разъединится на две зоны, соответственно притягиваемые двумя антагонистическими полюсами поклонения. На зону мысли, которая никогда не была единой. И на зону всеобъемлющей любви, оживляющую и… выделяющую, чтобы её завершить, лишь одну часть ноосферы — ту, которая решится «сделать шаг» за пределы себя, в другое». Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Некрасов С.И., Некрасова Н.А. Философия науки и техники, 2010 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|