Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 48 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 49 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 51 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 52 ПОППЕР КАРЛ



ПОППЕР КАРЛ

(1902-1994) – английский философ австрийского происхождения, историк науки, социолог, преподавал в Лондонском университете, основатель школы «критического рационализма», автор работы «Логика и рост научного  знания»  (1934).  Выступил  с  критикой  ряда  положений  неопозитивизма. Вместо  принципа  верификации  предложил  принцип  фальсифицируемости  – опровержение теории посредством опыта. Критиковал социально-политическое учение марксизма. Основной вклад Поппера в философию науки – в переходе от анализа структуры и логики науки к анализу ее развития. Философскую деятельность начал в Венском кружке логических позитивистов, но, не разделяя принцип верификации, начал полемику с ведущими представителями позитивизма. Он реабилитировал  исконно философские вопросы, отказавшись рассматривать их как псевдопроблемы. Отойдя от неопозитивизма, Поппер остался верен кругу тех проблем,  которые  поднимали логические  позитивисты, хотя  и  давал  им  свои решения. Анализируя вопрос о разграничении научных и псевдонаучных высказываний, он  вводит свой критерий демаркации – принцип фальсификацииОтмечая недостатки принципа верификации, Поппер в  качестве аргумента его несостоятельности выдвигает приверженность принципа верификации методу индукции, который он не признавал как метод научного познания, утверждая, что из отдельных фактов, как  бы многочисленны они ни были, логически не вытекает какого-либо общего суждения или вывода. Поппер  полагает, что теорию можно считать научной лишь в том случае, если удастся указать на такие возможные события, которые её опровергали бы, или фальсифицировали. Чем больше возможных фактов запрещает, исключает теория, тем более она научна. Марксист же никогда не согласится признать, что есть факты, которые не согласуются с его теорией.  Отсюда  Поппер  делает  заключение  о  ненаучности  марксизма  и  его догматическом доктринерском характере. Принцип  фальсификации предполагал наличие  некоторой  динамичности  знания, что  позволило  Попперу  выйти  за рамки  неопозитивизма и поднять новую проблему – проблему развития науки, научного знания. Именно этот вопрос  и  стал центральным в постпозитивизме. Развитие знания – это смена одних гипотез другими. Опровержение  некоторой теории новыми эмпирическими данными, пишет Поппер, приводит к отказу от нее и ставит задачу  объяснения этих новых фактов, для чего создается новая теория, которая рано или поздно будет опровергнута новыми, пока еще неизвестными фактами. Для Поппера наиболее ценным в этом процессе является критика как важнейший принцип научного, рационального мышления вообще. Он рациональную позицию отождествляет с  критической. Отсюда название концепции – критический рационализм. Наука имеет дело с теориями, которые в свою очередь содержат  погрешности и  подлежат  критике  и  опровержению.  Самая  хорошая теория та, которая уже опровергнута и уступает место новой, и таким путем наука бесконечно прогрессирует. Опровержение теории – больший успех для ученого, чем  ее  подтверждение. Выдвижение теорий или  гипотез происходит методом проб и ошибок, что Поппер и рассматривает как критический метод. Состояние науки – это конкуренция теорий, борьба их между собой и отбор лучших. Лучшая теория та, которая имеет большую объяснительную силу по  отношению к проблемам, которые мы пытаемся решить, большую правдоподобность. Так происходит процесс «роста знания» (термин «развитие знания» Поппер не употребляет). Для него каждая гипотеза автономна, а принимается она в результате публичного обсуждения и всеобщего признания. В последнем случае гипотеза становится  общезначимой. В  1967 г.  Поппер выдвигает концепцию «третьего  мира», различая три  мира: 1) мир физических объектов или физических состояний вещей; 2) мир состояний человеческого  сознания, мыслительных процессов, субъективного опыта, ощущений, другими словами, мир ментальности; 3) мир объективного  содержания  мышления,  утверждений,  теорий,  проблем,  критических рассуждений (т.е. мир  научных идей, поэтических мыслей, идеалов искусства и пр.), который объективен и осязаем – это мир книг, библиотек, и т.п., он содержат объективное знание независимо от того, прочитает их кто-нибудь или нет, важно, что они потенциально могут быть прочитаны и поняты. «Второй мир» взаимодействует с «первым», «третий»  взаимодействует непосредственно со «вторым» и только через него с «первым». Истина предполагает соответствие высказываний или теорий действительности, но Поппер считает, что такое соответствие в принципе недостижимо, вследствие чего наука располагает не истинами, а мнениями, убеждениями  ученых. Истина  как достоверность научной теории, с его точки зрения, – ложный идеал, она является лишь регулятивной идеей, направляющей мысль ученого. Правда Поппер признает, что на уровне обыденного знания мы можем высказывать действительные истины. Однако такого рода истины, по его мнению, не имеют отношения к  содержанию науки. Понятие истины, объявляемой принципиально недостижимой, он заменяет понятием правдоподобия, которое  имеет  степени,  позволяющие  отдавать  предпочтение  одной  теории  перед другой. Поппер же не воспринимает соотношение абсолютной и относительной истины, он отрицает объективный характер истины. В философии науки им впервые  поднимается  вопрос  об  общих  закономерностях  существования  научного знания  как  такового  и  путях  возникновения  нового  знания.  Поппер  является автором теории «социальной инженерии», утверждая, что локальные изменения социальной действительности – единственный путь развития общества. Социальный антиисторизм у Поппера противоречит принципу историзма и эволюционизма применительно к естественно-научному знанию и прогрессу научного знания в целом.

Просмотров: 1601
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Некрасов С.И., Некрасова Н.А. Философия науки и техники, 2010 г.




Другие новости по теме:

  • «ЛОГИКА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ» К. Поппера
  • АКМЕОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ.
  • ВЫПУСК УСЛУГ НАУКИ И НАУЧНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
  • Достоверность научного знания (достоверность)
  • Знания, требуемые для социальной работы с пожилыми людьми и инвалидами
  • ЛОГИКА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ, или Логика науки
  • ЛОГИКА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ, или Логика науки
  • Локальные знания
  • МАТЕМАТИЗАЦИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
  • ОБОСНОВАНИЕ ИНТУИТИВИЗМА. Пропедевтическая теория знания
  • ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
  • ПОППЕР (POPPER) Карл Раймунд
  • ПОППЕР (POPPER) Карл Раймунд
  • ПОППЕР (POPPER) Карл Раймунд (1902-1994)
  • ПОППЕР (сэр Карк Райменд)
  • ПОППЕР КАРЛ
  • ПОППЕР Карл Раймунд
  • ПОППЕР Карл Раймунд (1902-1994)
  • ПОППЕР Карл Раймунд (р. 1902)
  • ПОППЕР Карл Раймунд
  • ПРЕДМЕТ ЗНАНИЯ. Об основах и пределах отвлеченного знания
  • Поппер Карл
  • Поппер Карл Раймунд
  • Поппер Карп
  • Рационализм схоластической философии. Концепции знания в средневековом платонизме и аристотелизме
  • Соловьев: «Критика отвлеченных начал» и обоснование цельного знания
  • УРОВНИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
  • УРОВНИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
  • ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНОГО ДУХА: ВКЛАД В ПСИХОАНАЛИЗ ОБЪЕКТИВНОГО ЗНАНИЯ
  • ФОРМЫ ВЫРАЖЕНИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь