|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Философия » Некрасов С.И., Некрасова Н.А. Философия науки и техники, 2010 г.
ПОЛАНИ МАЙКЛ(1891-1976) – британский учёный, химик по профессии,известный своими работами в области философии науки. Он выходец из Венгрии,окончил Будапештский университет и стал доктором медицины в 1913 г. Первую научную статью опубликовал в 19 лет. Во время Первой мировой войны был офицером медицинской службы австро-венгерской армии. После войны работал над приложением квантовой теории к третьему закону термодинамики и над теорией адсорбции. В 1916 г. опубликовал статью по этому вопросу. В 1917 г. химический факультет Будапештского университета присудил ему докторскую степень за работы в области теории адсорбции. После поражения коммунистической революции 1919 г. в Венгрии и установления там репрессивного режима Хорти уехал в Германию. С 1923 г. преподавал в Высшем техническом училище в Берлине, с 1926 г.– профессор физической химии. С 1923 г. по 1933 г. работал также в возглавляемом Ф. Габером Институте физической химии и электрохимии кайзера Вильгельма в Берлине (Далем); после прихода к власти нацистов эмигрировал в Англию. В 1933–48 гг. Полани был профессором физической химии Манчестерского университета. Написал работы по физике и теоретической экономике: «Атомные реакции» (1932), «Полная занятость и свободная торговля» (1945). В 1944 г. был избран членом Королевской академии наук и получил много других почетных званий и наград. В 1948 г. Полани оставил карьеру химика и продолжил научную деятельность как профессор социальных наук в том же университете (1948–59). После выхода в отставку занимал почетную научную должность в Мертон-колледже в Оксфорде (1959–61). Он является одним из разработчиков квантово-механических методов для расчета скоростей химических реакций. По философии и социологии науки наиболее известна его книга«Личностное знание. На пути к посткритической философии» (1958 ). Позиция Полани имеет свои отличия от взглядов Куна и Поппера в том что они ошибочно отождествляли его отказ от деперсонифицированного представления о научном знании с объективностью отношений. Поллани, напротив, утверждает: «Идеал безличной, беспристрастной истины подлежит пересмотру с учетом глубоко личностного характера того акта, посредством которого провозглашается истина». За это Поппер обвинил Полани в иррационализме. Сторонники Полани называли его позицию «посткритическим рационализмом». Её суть: 1) признание факта, что науку делают люди, обладающие определенным мастерством (искусству познавательной деятельности и её тонкостям нельзя научиться по учебнику, она дается лишь в непосредственном общении с мастером); 2) люди, делающие науку, не могут быть механически и просто отделены от производимого ими знания и заменены другими приобщенными к этому знанию только с помощью книг и учебников; 3) посредством своей эпистемологии «личностного знания» он вводит в современную философию науки мотивы ценностной ориентации ученого, его научный опыт как внутреннее переживание, веру в науку, личную ответственность перед ней. Знание такого типа он назвал неявными знаниями. Личностное знание – это интеллектуальная самоотдача, страстный вклад познающего. Он уверен, что установление истины имеет зависимость от ряда наших собственных, имплицитных оснований и критериев, которые не поддаются формальному определению. Полани по-новому оценивает роль веры в познавательном процессе, отличая это понятие от трактовки веры в узком смысле как религиозной. Вера является источником знания. Разум опирается на веру как на свое предельное основание, но всякий раз способен подвергнуть ее сомнению. Использование в науке аксиом, постулатов и принципов уходит своими корнями в нашу убежденность, т.е. в широком смысле в веру в то, что мир есть совершенное гармоничное целое, поддающееся нашему познанию. Согласие явное и неявное, интеллектуальная страстность, наследование культуры – всё это предполагает некое состояние нашего сознания, тесно связанное с верой. Содержательное исследование личностного знания строится философом при помощи анализа соотношения мышления и знания. В концепции личностного знания выделяются три основные области или три варианта соотношения мышления и речи: 1) область неявного знания, словесное выражение которого не самодостаточно или же недостаточно адекватно (её называют областью «невыразимого» – это особое знание, основанное на переживаниях и жизненных впечатлениях, которое трудно поддается передаче и социализации; 2) область знания хорошо передается средствами речи и существует в виде некоторой информации; 3) область знания называемая областью «затруднительного понимания», которая находится между невербальным содержанием мышления и речевыми средствами, которые не в состоянии концептуализировать содержание мысли. Принципиальные новации концепции Полани состоят в том, что сам смысл научных положений зависит от неявного контекста скрытого знания, имеющего в своих глубинных основах инструментальный характер. Смысл научного суждения формируется путем внутреннего прочтения текста «для себя» и усилий по его артикуляции «вовне», посредством языковой системы. Полани утверждает, что смысл неотделим и от той личной уверенности, которая вкладывается в провозглашаемое научное суждение. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Некрасов С.И., Некрасова Н.А. Философия науки и техники, 2010 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|