ПОЛАНИ МАЙКЛ

(1891-1976) – британский учёный, химик по профессии,известный своими работами в области философии науки. Он выходец из Венгрии,окончил Будапештский университет и стал доктором медицины в 1913 г. Первую научную статью опубликовал в 19 лет. Во время Первой мировой войны был офицером медицинской  службы австро-венгерской армии. После войны работал над  приложением квантовой теории  к  третьему закону  термодинамики и  над теорией адсорбции. В 1916 г. опубликовал статью по этому вопросу. В 1917 г. химический факультет Будапештского университета присудил ему докторскую степень за работы в области теории адсорбции. После поражения коммунистической революции 1919 г. в Венгрии и установления там  репрессивного режима Хорти уехал в Германию. С 1923 г. преподавал в Высшем техническом училище в Берлине,  с 1926 г.– профессор физической химии. С 1923 г. по 1933 г. работал также в возглавляемом Ф. Габером Институте физической химии и электрохимии кайзера Вильгельма в Берлине (Далем); после прихода к власти нацистов эмигрировал  в  Англию. В  1933–48 гг.  Полани  был  профессором  физической химии Манчестерского университета. Написал работы по физике и теоретической экономике: «Атомные реакции»  (1932), «Полная занятость и свободная торговля» (1945). В 1944 г. был избран членом Королевской академии наук и получил много других почетных званий и наград. В 1948 г. Полани оставил карьеру химика и продолжил  научную  деятельность  как  профессор  социальных  наук  в  том  же университете (1948–59). После выхода в  отставку занимал почетную научную должность  в  Мертон-колледже  в  Оксфорде  (1959–61).  Он  является  одним  из разработчиков  квантово-механических методов для расчета скоростей химических реакций. По  философии и социологии науки наиболее известна его книга«Личностное знание. На пути к посткритической философии» (1958 ). Позиция Полани имеет свои отличия от взглядов Куна и Поппера в том что они ошибочно отождествляли его отказ от  деперсонифицированного представления о научном знании с объективностью отношений. Поллани, напротив,  утверждает: «Идеал безличной,  беспристрастной  истины  подлежит  пересмотру  с  учетом  глубоко личностного характера того акта, посредством которого провозглашается истина».  За  это  Поппер  обвинил  Полани  в  иррационализме.  Сторонники  Полани называли его позицию «посткритическим рационализмом». Её суть: 1) признание факта, что науку делают люди, обладающие определенным мастерством (искусству познавательной деятельности и её тонкостям нельзя научиться по учебнику, она дается лишь в непосредственном  общении с мастером); 2) люди, делающие науку, не могут быть механически и просто отделены от  производимого ими знания и заменены другими приобщенными к этому знанию только с помощью книг и учебников; 3) посредством своей эпистемологии «личностного знания» он вводит в современную философию науки мотивы ценностной ориентации ученого, его научный опыт как внутреннее переживание, веру в науку, личную ответственность перед ней. Знание такого типа он назвал неявными знаниями. Личностное знание – это интеллектуальная самоотдача, страстный вклад познающего. Он уверен, что установление истины имеет зависимость от ряда наших собственных, имплицитных оснований и критериев, которые не поддаются формальному определению. Полани по-новому оценивает роль веры в познавательном процессе, отличая это  понятие от трактовки веры в узком смысле как религиозной. Вера является источником знания. Разум  опирается на веру как на свое предельное основание, но всякий раз способен подвергнуть ее сомнению.  Использование в науке аксиом, постулатов и принципов уходит своими корнями в нашу убежденность, т.е. в широком смысле в веру в то, что мир есть совершенное гармоничное целое, поддающееся нашему познанию. Согласие явное и  неявное, интеллектуальная страстность, наследование культуры – всё это предполагает некое состояние  нашего  сознания, тесно связанное с верой. Содержательное исследование личностного  знания  строится  философом  при  помощи  анализа  соотношения мышления и знания. В концепции личностного знания выделяются три основные области или три варианта соотношения мышления и речи: 1) область неявного знания,  словесное выражение которого не самодостаточно или же недостаточно адекватно (её называют областью «невыразимого» – это особое знание, основанное  на  переживаниях  и  жизненных  впечатлениях,  которое  трудно  поддается передаче и социализации; 2) область знания хорошо передается средствами речи и существует в виде некоторой информации; 3) область знания называемая областью  «затруднительного  понимания», которая находится между невербальным содержанием мышления и речевыми средствами, которые не в состоянии концептуализировать содержание мысли. Принципиальные новации концепции Полани состоят в том, что сам смысл научных положений зависит от неявного контекста скрытого знания, имеющего в своих  глубинных основах инструментальный характер. Смысл научного суждения формируется путем внутреннего  прочтения текста «для себя» и усилий по его артикуляции «вовне», посредством языковой системы. Полани утверждает, что смысл неотделим и от той личной уверенности, которая вкладывается в провозглашаемое научное суждение.

Просмотров: 1078
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Некрасов С.И., Некрасова Н.А. Философия науки и техники, 2010 г.




Другие новости по теме:

  • «КНИГА ЗНАНИЯ»
  • АКМЕОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ.
  • ЗНАНИЯ
  • ЗНАНИЯ
  • ЗНАНИЯ
  • ЗНАНИЯ
  • Знания
  • Знания
  • Знания, требуемые для социальной работы с пожилыми людьми и инвалидами
  • КОНЦЕПЦИИ СОЦИОЛОГИИ ЗНАНИЯ
  • Коммуникативная компетентность как особое умение в гуманитарной области знания
  • Личностное знание (по М.Полани)
  • М.Фуко: От археологии медицины и гуманитарных наук к археологии знания
  • МАТЕМАТИЗАЦИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
  • ОБЩЕСТВО ЗНАНИЯ
  • ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
  • ПОЛАНИ (POLANYI) Майкл
  • ПОЛАНИ (POLANYI) Майкл
  • ПОЛАНИ (POLANYI) Майкл (1891-1976)
  • ПОЛАНИ Майкл
  • ПРЕДМЕТ ЗНАНИЯ. Об основах и пределах отвлеченного знания
  • ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯ
  • Рационализм схоластической философии. Концепции знания в средневековом платонизме и аристотелизме
  • Схоластика и идеал знания
  • УРОВНИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
  • УРОВНИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
  • ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНОГО ДУХА: ВКЛАД В ПСИХОАНАЛИЗ ОБЪЕКТИВНОГО ЗНАНИЯ
  • ФОРМЫ ВЫРАЖЕНИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
  • знания
  • знания



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь