ПРОСТРАНСТВО

— одна из базовых категорий науки. Категория пространства характеризует взаимное расположение существующих объектов. Она возникала и формировалась для выражения рядорасиоложен-ности тел и их протяженности.

В истории пауки и философии были выдвинуты две основные концепции пространства, которые сохранили свое влияние вплоть до настоящего времени: концепция субстанционального пространства и концепция атрибутивного пространства. Согласно первой (Ньютон и др.), пространство — самостоятельная субстанция, свойства и бытие которой не зависят от свойств и изменений в других субстанциях — времени и материи. Согласно второй (Аристотель, Лейбниц, современная физика), пространство есть аспект либо самих материальных тел, либо их взаимоотношений.

Классическая физика наделяла пространство следующими свойствами: трехмерность, непрерывность, бесконечность, однородность, изотропность, абсолютные метрические свойства. С дальнейшим развитием науки стало ясно, что различные сферы реальности могут характеризоваться пространствами с различными свойствами. Например, различные метрические свойства пространства потеряли абсолютность в теории относительности. Объективное физическое пространство, с которым, прежде всего, ассоциируется представление о пространстве, в котором живет человек и существует природа, т. е. пространство Вселенной, изучается в космологии. В ней построено несколько моделей Вселенной с соответствующими пространственными свойствами.

Наиболее абстрактная формулировка понятия пространства дается в математике.

В математике пространство определяется как множество объектов, которые называются его точками; при этом по определению вводятся какие-либо отношения между точками; эти отношения определяют геометрию пространства. Так, например, метрическое пространство — это множество точек, на котором введена метрика, т. е. задано правило определения расстояния между двумя любыми точками множества (примеры метрических пространств: числовая прямая, евклидово пространство любого числа измерений).

Исторически первым математическим пространством является евклидово трехмерное пространство. В математике введены такие виды пространств, как евклидово многомерное пространство, пространство Лобачевского, Риманово пространство, гильбертово пространство, векторное, функциональное, метрическое, топологическое и др.

Предполагается, что математическое пространство безразлично к природе элементов. Это позволяет использовать его в различных областях науки — в физике, химии, биологии, психологии, истории, комплексных исследованиях и т. д. При этом точка множества, представляющего пространство, получает содержательную предметную интерпретацию в соответствии с исследуемой проблемой. Известно, что в теории относительности точки четырехмерного многообразия интерпретируются как физические события.

В науке широко используется метод фазового пространства некоторой системы (например, физической, биологической, социологической...). Фазовое пространство системы — это совокупность всех ее возможных состояний, которые рассматриваются при этом как точки этого пространства. Какие математические пространства оказываются эффективными в тех или иных научных исследованиях, — определяется их спецификой. (См. математика, физика, теория относительности).

В.П. Казарян

Просмотров: 1045
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Лебедев С.А. Философия науки: Словарь основных терминов. — М.: Академический Проект, 2004. — 320 с. (Серия «Gaudeamus»)




Другие новости по теме:

  • Гильбертово пространство
  • ЕВКЛИДОВО ПРОСТРАНСТВО
  • Евклидово пространство
  • ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ПРОСТРАНСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ
  • Пространство
  • Пространство
  • ПРОСТРАНСТВО
  • Пространство
  • Пространство
  • ПРОСТРАНСТВО
  • ПРОСТРАНСТВО
  • Пространство
  • Пространство
  • ПРОСТРАНСТВО
  • ПРОСТРАНСТВО
  • ПРОСТРАНСТВО
  • Пространство
  • ПРОСТРАНСТВО
  • ПРОСТРАНСТВО
  • Пространство
  • Пространство
  • ПРОСТРАНСТВО
  • Пространство
  • ПРОСТРАНСТВО (ПРОСТРАНСТВА)
  • ПРОСТРАНСТВО В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • ПРОСТРАНСТВО В ИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • ПРОСТРАНСТВО СУБАРАХНОИДАЛЬНОЕ, ПРОСТРАНСТВО ПОДПАУТИННОЕ
  • Фазовое пространство
  • Школа как культурно-образовательное пространство
  • Языковое пространство (Коммуникативное пространство, Этноязыковое пространство)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь