НАУЧНАЯ КРИТИКА

— имманентная ценность науки, необходимое условие и важнейший метод се совершенствования и развития, одна из обязанностей любого ученого по отношению к любому фрагменту научного знания, в том числе к своим собственным концептуальным построениям и взглядам. Основа научной критики — сомнение в безусловной истинности и окончательной обоснованности любого элемента научного знания, а тем более — вненаучного. Способы научной критики — анализ продуктов научной деятельности на их соответствие принятым стандартам, идеалам и нормам научной деятельности, анализ самих стандартов с точки зрения их универсальности, эффективности и полезности; формы — дискурсная, опытная (наблюдательно-экспериментальная) и практическая аргументация и контраргументация, выдвижение альтернативных концепций и способов решения имеющихся познавательных и практических проблем. Научная критика — единственное эффективное противоядие против догматизма и авторитаризма в науке. Однако ее абсолютизация, превращение в самоцель ведет к односторонним и гибельным для существования науки стратегиям научного критиканства и безбрежного релятивизма. Мера «критичности» не может быть задана априорно ни в целом, ни для каждого отдельного случая. Она вырабатывается в процессе конкретных научных коммуникаций членов научного сообщества на основе здравого смысла и научного консенсуса. (См. критицизм, идеалы и нормы научного исследования, научный консенсус).

Просмотров: 1577
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Лебедев С.А. Философия науки: Словарь основных терминов. — М.: Академический Проект, 2004. — 320 с. (Серия «Gaudeamus»)




Другие новости по теме:

  • «ЛОГИКА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ» К. Поппера
  • АКМЕОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ.
  • ВЫПУСК УСЛУГ НАУКИ И НАУЧНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
  • ГИПОТЕЗА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
  • ДОМ НАУЧНОГО АТЕИЗМА
  • Достоверность научного знания (достоверность)
  • ИДЕАЛЫ И НОРМЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
  • ИДЕАЛЫ И НОРМЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
  • ЛОГИКА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
  • ЛОГИКА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
  • ЛОГИКА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ, или Логика науки
  • ЛОГИКА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ, или Логика науки
  • МАТЕМАТИЗАЦИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
  • МЕТОД НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
  • Метод научного познания
  • Методы научного познания
  • ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
  • Оценка научного труда
  • СТИЛЬ НАУЧНОГО МЫШЛЕНИЯ
  • СУБЪЕКТ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
  • СУБЪЕКТ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Теоретический анализ научной литературы -
  • Теория научного коммунизма
  • УРОВНИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
  • УРОВНИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
  • ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНОГО ДУХА: ВКЛАД В ПСИХОАНАЛИЗ ОБЪЕКТИВНОГО ЗНАНИЯ
  • ФОРМЫ ВЫРАЖЕНИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
  • ФОРМЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
  • ФОРМЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
  • Формы научного познания



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь