|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Социология » Гулина М.А. Словарь справочник по социальной работе, 2010 г.
Стигма– особенность, расходящаяся с общепринятыми нормами или СТЕРЕОТИПАМИ, приписанными индивиду или группе и, следовательно, нежелательная. Термин «стигма» происходит от древнегреческого слова «клеймо»; клеймо наносили на человека, чтобы отметить какое-либо дурное его качество, что он, например, предатель. Понятие в настоящее время обозначает приписывание людям социальной идентичности на основе стереотипов. Когда мы впервые видим человека, мы представляем его себе исходя из имеющейся у нас информации. Выводы делаются на основании видимых особенностей, в частности пола, этнической принадлежности, физической силы. По мере расширения знаний о данном человеке нами выносятся дополнительные суждения с учетом имени, акцента, религиозных убеждений, сексуальной ориентации, класса, экономического положения и других неочевидных характеристик. Характеристика становится стигмой, если ее необоснованно связывают с нежелательным поведением или отрицательным опытом: например, предположение о том, что темнокожий человек непременно представляет угрозу общественному порядку или что все женщины физически слабые. Доминирующие политические, социальные и культурные ценности играют в стигматизации ключевую роль, поскольку на их основе формируется система ценностей и подкрепляются сложившиеся стереотипы оценок (например, «желательное-нежелательное», «опасное-неопасное») для индивидов и групп в обществе. Стигма поражает сердцевину идентичности индивида, поскольку стигматизированные люди вынуждены воспринимать адресованные им сообщения как унизительные или сознательно отвергать процесс стигматизации, бросая вызов навязанным стереотипам. Концепция стигмы помогает понять механизм ДИСКРИМИНАЦИИ на всех уровнях – от интернализованного расизма, сексизма и т. п. до предубежденного отношения, прямой и косвенной институционной дискриминации. Процесс стигматизации имеет непосредственное отношение к социальной работе, поскольку факт потребления социальных услуг, как правило, стигматизирует клиентов. Стигма – это выраженный негативный ярлык, который существенным образом изменяет понимание индивидом себя и своей социальной идентичности.
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Гулина М.А. Словарь справочник по социальной работе, 2010 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|