Социализация

(от лат. socialis – общественный) – социальный опыт, охватывающий всю жизнь, благодаря которому индивиды развивают свой человеческий потенциал и усваивают культуру. Это процесс освоения людьми культурных норм общества и собственных РОЛЕЙ. Иными словами, люди узнают, чего ждут от них окружающие в плане поведения и УСТАНОВОК.

Как и во многих других сферах, ведутся споры о степени наследственного и средового влияния на такие качества человека, как половая идентичность. Биологи считают, что многие виды нашего поведения выработаны в процессе эволюции и человек рождается с предопределенностью ряда поведенческих стереотипов. Кросскультурные исследования показывают гораздо более широкое разнообразие, чем можно было бы ожидать исходя из такой точки зрения. Есть мнение, что социализация является продуктом взаимодействия врожденных особенностей ребенка и поведения окружающих его людей.

Источников информации, т. е. влияющих на социализацию факторов, в культуре множество, некоторые них противоречат друг другу. Первыми свое влияние оказывают воспитатели, например члены нуклеарной семьи. Когда ребенка начинают воспитывать другие люди, не родственники, няни или учителя, формируется новая группа влияний, не только взрослых, но и детей. Различают влияние ГРУППЫ СВЕРСТНИКОВ, т. е. лиц, находящихся в сходном положении, например одноклассников, и референтной группы, т. е. людей, с которыми данный человек себя идентифицирует. Если эти группы не совпадают, подчинение давлению со стороны группы сверстников может вызвать конфликт.

Средства массовой информации служат еще одним источником сведений о поведении. В результате возникают опасения, что нормы одной культуры поглотят другую, этот процесс иногда называют культурным империализмом. Реагируя на это, некоторые общества запрещают демонстрацию фильмов и телевизионных программ некоторых других стран, чтобы население через средства массовой информации  подвергалось воздействию только норм собственной культуры. Высказываются также опасения, что материалы о насилии и порнографии оказывают особенно пагубное влияние на молодежь. Исследователи расходятся во взглядах на последствия таких влияний, отмечая в одних случаях негативное влияние, а в других не находя убедительных этому подтверждений. Тем не менее теоретики социального научения утверждают, что дети выучивают поведенческие стереотипы, наблюдая за взрослыми.

Социализация не прекращается и во взрослом возрасте. Роли, которые человек играет, формируют его поведение. Например, профессиональная роль формируется под влиянием ряда факторов, а именно: давление исходит и от других представителей данной профессии, и от других членов общества, у которых есть идеи о том о том, что следует и не следует делать при выполнении данной роли, и от исторически сложившихся стереотипных представлений о том, как надо себя вести в данной роли.

До недавнего времени социализация рассматривалась как главное средство воспитания в институциализированных образовательных системах. В настоящее время считается, что социализация личности, не уравновешенная индивидуацией, блокирует осуществимость человека как индивидуальности. Кроме того, в последние годы смещается акцент в сферу деятельности, где социализация личности рассматривается как расширение видов последней и как способ оптимизации смысловых отношений субъектов деятельности. Большое значение при этом имеет рассмотрение социализации личности с точки зрения диспозиционной концепции регуляции социального поведения (В. А. Ядов).

Просмотров: 554
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Гулина М.А. Словарь справочник по социальной работе, 2010 г.




Другие новости по теме:

  • "F02*" Деменция при других болезнях, классифицированных в других разделах
  • "F02.8х*" Деменция при других уточненных болезнях, классифицированных в других разделах
  • «ЧТО ДЕЛАТЬ?
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • «ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?»
  • Автор как переводчик себя
  • Делать вид, что не понимаешь
  • Деменция при других уточненных заболеваниях, классифицированных в других разделах.
  • Диагностика эгоцентризма как свойства и состояния личности
  • Знание “что”
  • ЗНАНИЕ ЧТО
  • Мудролюбие, что и любомудрие
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • НРАВСТВЕННЫЙ ЗАКОН КАК ФУНДАМЕНТ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
  • НРАВСТВЕННЫЙ ЗАКОН КАК ФУНДАМЕНТ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЛИЧНОСТИ.
  • Общение как восприятие людьми друг друга
  • Олигофрении как следствие отрицательных психосоциальных влияний
  • Особенности телевидения как средства массовой информации
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • ПРОЦЕДУРА ВЫРАБОТКИ У КЛИЕНТА УВЕРЕННОСТИ В ТОМ, ЧТО ЕГО ПРОБЛЕМА БУДЕТ УСПЕШНО РЕШЕНА
  • Социализация как процесс
  • Социализация как результат
  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОСТ ЧЕЛОВЕКА КАК ЛИЧНОСТИ
  • Упирать на что-л
  • Человек в контексте традиционных культур. Человек как манифестация атмана
  • Человек как ученый
  • Что такое русская идея?
  • ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?
  • Чувственное удовольствие одних - ставится выше, чем жизнь других
  • Экзистенциализм:Человек как уникальное существо и власть усредняющего начала



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь