Психическое заболевание

– нарушение психической деятельности вследствие химических, физиологических, психологических, социальных и биологических причин. Психические заболевания различаются по длительности, тяжести и прогнозу. Их можно разделить на две крупные категории: эмоциональные расстройства (часто именуемые НЕВРОЗАМИ), например ТРЕВОГА и ДЕПРЕССИЯ, а также тяжелые нарушения восприятия и мышления, сопровождающиеся бредом и галлюцинациями (ПСИХОЗЫ). Существует мнение, что эмоциональные расстройства вряд ли можно считать заболеванием и, кроме лекарств, корректирующих настроение, типа антидепрессантов другие формы лечения не являются медицинскими. Этого нельзя сказать о психозах, воздействие которых на самого пациента и окружающих столь велико, а лекарственное лечение столь действенно, что пациента обычно госпитализируют и он попадает под наблюдение врачей-психиатров.

Социальным работникам довольно часто приходится иметь дело с тревожными расстройствами, когда безосновательные опасения и беспокойство заметно снижают качество жизни; ФОБИЕЙ, когда человек испытывает безотчетный страх перед конкретными предметами или ситуациями, что мешает разумно мыслить и действовать; обсессивно-компульсивными расстройствами, при которых только определенным образом организованное поведение, основанное на навязчивых мыслях, помогает справиться с сильнейшей тревогой; реактивной депрессией, развившейся как реакция на конкретное событие, например смерть члена семьи, несчастный случай или ограбление. Лечение эмоциональных расстройств не всегда включает лекарства, хотя иногда назначают малые транквилизаторы. Поскольку клиент обычно сохраняет способность разумно мыслить, вмешательство проводится в форме ПСИХОТЕРАПИИ, например КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ или КОГНИТИВНО-БИХЕВИОРАЛЬНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ, когда психотерапевт и клиент на протяжении нескольких сессий обсуждают причины беспокойства и способы его преодоления. Такой работой занимаются специально обученные социальные работники, в частности приписанные к психиатрическим больницам и работающие в сотрудничестве с другими специалистами по психическому здоровью.

Психозы протекают гораздо тяжелее, а поведение больных разительно отличается от нормального. При этом обычно поражаются все аспекты личности, хотя индивид практически этого не осознает. Психозы бывают нескольких типов. Некоторые возникают по вполне понятным причинам, например из-за дегенерации мозговой ткани, как при ДЕМЕНЦИИ. Это так называемые органические психозы. Причины других психозов, в частности ШИЗОФРЕНИИ и БИПОЛЯРНОГО РАССТРОЙСТВА, неизвестны, хотя эти состояния сопровождаются серьезной симптоматикой: больные слышат «голоса», у них возникают бредовые представления о себе, тяжелые ПЕРЕПАДЫ НАСТРОЕНИЯ и полная безучастность. Лечение, как правило, включает медикаментозную терапию в больничных условиях.

Концепция психического заболевания вызывает много споров. В XIX в. некоторые медики настаивали на сходстве между физическими заболеваниями и тяжелыми расстройствами поведения, мышления и эмоций, которые наблюдались у пациентов. Боль и нарушение функций при соматическом заболевании были сродни душевным страданиям психически больного человека, результатом которых были нарушения мышления и поведения. Больные люди не могли отвечать за свои поступки и нуждались в лечении. В этом смысле концепция психического заболевания способствовала гуманизации отношения к психическим больным, которых перестали считать опасными и одержимыми дьяволом. Проанализировав поведение «сумасшедших», медики сумели выделить различные группы симптомов, а также разработать методы диагностики и лечения. Противники концепции психических заболеваний считают диагнозы просто ярлыками для обозначения неприятного или неудобного поведения, с которым окружающие не могут справиться, что лишь позволяет поместить поведение психически больного в медицинскую систему координат и научиться его контролировать. Параллели с физическим заболеванием неуместны и призваны оправдать лекарственную терапию, часто в форме наркотиков, чтобы контролировать симптомы, не затрагивая первопричин. (См. АНТИПСИХИАТРИЯ.) Сейчас возобладала промежуточная позиция, согласно которой психическое заболевание нельзя считать исключительно медицинской проблемой, но его нельзя сводить к неоправданному «навешиванию ярлыков». (См. также МЕДИЦИНСКАЯ МОДЕЛЬ.)

Существуют общепризнанные связи между психическим заболеванием и стрессом в окружении человека. Имеют значение конфликты в семье, чрезмерные требования на работе или в школе, недавно перенесенная тяжелая утрата. Хорошо известна взаимосвязь между СОЦИАЛЬНЫМ КЛАССОМ и формальным психиатрическим диагнозом, распространенность психозов оказывается гораздо выше у людей, занятых ручным и неквалифицированным трудом. Кроме того, существует устойчивая связь между этнической принадлежностью и диагностированными психическими расстройствами, в частности, шизофрения чаще встречается у выходцев из Африки и Азии. Представителей этнических меньшинств госпитализируют на более продолжительные сроки и с более активной симптоматикой. Установлено, что представители этнических меньшинств, которым поставлен диагноз психического расстройства, находятся в большей социальной изоляции, чаще контактировали с полицией и реже добровольно обращались за помощью и профилактическим лечением в форме психотерапии, чем другие пациенты. Эти факты дают основание обвинять ПСИХИАТРИЮ в расизме и социальном контроле.

Содержание социальной работы со страдающими психическими заболеваниями зависит от характера заболевания и потребностей КЛИЕНТА и семьи. В любом случае это сотрудничество психиатра, который руководит лечением расстройства и дает рекомендации по выписке из больницы, и социального работника, который предоставляет сведения и получает важнейшие ресурсы для оказания амбулаторной медико-социальной помощи. Несмотря на активные выступления противников медицинского подхода к психическим заболеваниям, подход этот преобладает и обязанности распределяются в его рамках. Одной из важнейших задач социальной работы является организация амбулаторной помощи после выписки из психиатрической больницы или для профилактики госпитализации. Нужно оценить потребности клиента, подобрать услуги, например иногда существует возможность поместить клиента в центр дневного ухода или небольшое ГРУППОВОЕ ЖИЛИЩЕ, если ему это необходимо. Кроме того, требуется координация усилий по повседневному уходу за клиентами, которые не могут себя обслуживать, например, после психотического эпизода. Родители госпитализированных детей также нуждаются в поддержке. Такая работа неизбежно предполагает сотрудничество с другими специалистами и организациями, например жилищными агентствами, психиатрами. По сути дела, социальная работа не может оказать непосредственного влияния на течение заболевания, однако ее задача – ослабить последствия социальной изоляции, разработать программы улучшения навыков и социального функционирования.

При других формах социальной работы МЕДИЦИНСКАЯ МОДЕЛЬ намеренно не используется; в частности, речь идет о консультировании и активной поддержке клиентов с психическими заболеваниями. Социальной работой такого типа чаще занимаются небольшие добровольные организации, например небольшие групповые дома, амбулаторные центры, группы поддержки или местные проекты под эгидой правозащитных организаций. В большинстве своем социальные работники стремятся воспрепятствовать стигматизации и подозрительному отношению к психическим заболеваниям, разъясняя их природу и участвуя в местных образовательных кампаниях.

Просмотров: 2418
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Гулина М.А. Словарь справочник по социальной работе, 2010 г.




Другие новости по теме:

  • "F1X.8" Другие психические расстройства и расстройства поведения
  • "F53" Психические расстройства и расстройства поведения, связанные с послеродовым периодом, не классифицированные в других рубриках
  • "F93" Эмоциональные расстройства, начало которых специфично для детского возраста
  • "F94" Расстройства социального функционирования, начало которых характерно для детского и подросткового возрастов
  • "F98" Другие эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте
  • F1х.82х Другие непсихотические расстройства и расстройства поведения
  • F53.0 Легкие психические расстройства и расстройства поведения, связанные с послеродовым периодом, не классифицированные в других рубриках
  • F53.1 Тяжелые психические расстройства и расстройства поведения, связанные с послеродовым периодом, не классифицированные в других рубриках
  • F54 Психологические и поведенческие факторы, — связанные с расстройствами или заболеваниями, классифицированными в других разделах
  • F60 — F62 Специфические, смешанные и другие личностные расстройства, а также продолжительные изменения личности
  • F62.1 Стойкое изменение личности после психического заболевания
  • F90-F98 Эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте
  • Взаимодействие в социальной педагогике и социальной работе
  • Взаимодействие в социальной педагогике и социальной работе
  • Дискуссия между либералами и коммунитаристами в социальной философии и этике
  • Другие органические расстройства личности и поведения, обусловленные заболеванием, повреждением и дисфункцией мозга.
  • Другие уточненные психические расстройства в связи с повреждением и дисфункцией мозга или физическим заболеванием.
  • КЛИЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
  • Медицинская модель социальной работы
  • Методы социальной работы
  • Методы социальной работы
  • Навыки социальной работы
  • Общение с пациентами, страдающими психическими заболеваниями
  • Отделение медико-социальной помощи одиноким престарелым гражданам и инвалидам
  • Педагогика социальной работы
  • Педагогика социальной работы
  • Предмет социальной работы
  • Программы социальной поддержки пожилых людей
  • СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ (СЛУЖБЫ) ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, НУЖДАЮЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ОРГАНОВ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
  • Теория социальной работы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь