Общение с пациентами, страдающими психическими заболеваниями

При мягких психич. заболеваниях (невроз) мы ожидаем от пациента такой же степени понимания, как и у здоровых людей, О. не требует соблюдения каких-либо особых правил. При тяжелых психич. заболеваниях (психоз), сопровождающихся бредом и галлюцинациями, важно завоевать доверие собеседника, поэтому абсолютно недопустимо оспаривать бредовые идеи пациента. Важно избегать формализма, не следует апеллировать к правилам и запретам, лучше попытаться выполнить все допус тимые требования больного. При О. с интеллектуально сниженными пациентами (деменция и олигофрения, аутизм детский) следует избегать употребления абстрактных понятий, намеков и острот, к-рые не могут быть восприняты собеседником. Обращения к пациенту должны быть краткими, конкретными, фразы следует произносить медленно, нелишним будет повторить или напомнить о сказанном ранее. При нек-рых расстройствах (мутизм) О. невозможно, и настойчивые попытки вступить в контакт не имеют никакого смысла, важнее вовремя начать лекарственное лечение. Пациенты в состоянии депрессии обычно избегают О., настойчивое стремление поговорить и подбодрить больного вызывает в нем только раздражение, правильнее будет наблюдать за больным без излишней навязчивости, проявлять сочувствие невербальными знаками, изредка предлагать помощь и периодически указывать на необходимость выполнения важных неизбежных действий (поесть, сменить одежду, пойти к врачу). Особой выдержанности требует О. с больным в состоянии мании, поскольку такой пациент очень разговорчив, навязчив, неугомонен, не оставляет собеседника в покое ни на минуту. Необходимо молча выслушивать пациента, попытаться отрешиться от ситуации, поскольку невнимание и рассеянность собеседника не настолько раздражает маниакального пациента, как явный отказ от беседы. О. с больным в исходе шизофрении становится формальным, отсутствует потребность в О. (аутизм), рассуждения больного лишаются смысла и не могут быть поняты собеседником (разорванность, резонерство, символическое мышление), эмоции сглаживаются и становятся противоречивыми (апатия, амбивалентность). В данной ситуации важным бывает настойчивое, не допускающее уклонения, требование соблюдать нормы общежития и демонстрация гарантий того, что в сложной ситуации больному будет оказана помощь. Важно поддерживать в пациенте уверенность во взаимной полезности О. и не докучать его необоснованными придирками. Лит.: Жариков Н. М., Тюльпин Ю. Г. Психиатрия. М., 2000; Кемпиньский А. Познание больного / Пер. с польск. Р. М. Матвеевой. Минск, 1998. Ю. Г. Тюльпин

Просмотров: 9750
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева




Другие новости по теме:

  • Бедствие, помощь при
  • Боль головная при общих инфекционных заболеваниях
  • БОЛЬНОГО РОЛЬ
  • Главная задача посещения больного
  • Деменция при других уточненных заболеваниях, классифицированных в других разделах.
  • Диагноз больного
  • Изменения личности больного эпилепсией
  • ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА АМБУЛАТОРНОГО БОЛЬНОГО
  • Индивидуальная карта амбулаторного пациента
  • Клиническая картина при общих инфекционных заболеваниях
  • Наблюдение за поведением больного
  • НАРУШЕНИЯ ПСИХИКИ ПРИ ОНКОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
  • Общение с больным ребенком в медицинской среде
  • Общение с пациентами, страдающими деменцией и олигофренией
  • Опрос психиатрического больного
  • Принципы лечения и реабилитации при соматических расстройствах
  • ПРОЦЕДУРА ВЫРАБОТКИ У КЛИЕНТА УВЕРЕННОСТИ В ТОМ, ЧТО ЕГО ПРОБЛЕМА БУДЕТ УСПЕШНО РЕШЕНА
  • Психические нарушения при заболеваниях сердечнососудистой системы
  • Психические нарушения при различных заболеваниях крови
  • Психические нарушения при различных эндокринных заболеваниях
  • Расстройства психики при заболеваниях печени
  • Расстройства психики при заболеваниях почек
  • Реципрокный паттерн взаимодействия, при котором событие может одновременно быть следствием предшествующего и причиной последующего события.
  • Роль больного
  • РОЛЬ БОЛЬНОГО или РОЛЬ ПАЦИЕНТА
  • Роль больного или роль пациента
  • РОЛЬ ПАЦИЕНТА
  • Сравнительновозрастные особенности психических расстройств при соматических заболеваниях
  • СРЕДНЯЯ ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ПРЕБЫВАНИЯ БОЛЬНОГО В СТАЦИОНАРЕ
  • эффект быть-как-все (BANDWAGON EFFECT) (в экономической психологии)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь