Оценивание

(assesment) – процесс вынесения суждений об индивиде или семье, их окружении с целью определения их ПОТРЕБНОСТЕЙ.

Социальные работники в прошлом считали оценивание своей исключительной прерогативой, чем-то сродни медицинской или психиатрической диагностике. Широкие масштабы социального оценивания с охватом разных аспектов жизни, в частности психического состояния, семейных взаимоотношений, физических возможностей, жилищных условий, дохода, с учетом основных потребностей предполагают анализ множества факторов для вынесения объективных суждений. При современной тенденции к активному УЧАСТИЮ клиента в процессе оценивания специалист более не может единолично контролировать этот процесс. С практической точки зрения оценивание представляет собой длительный процесс, сочетающий в себе профессиональный подход, т. е. точку зрения специалиста и точку зрения клиента, а также обязательно отражающий ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ обоих участников. Оценивание включает как минимум 4 компонента: описание (например, жилищных условий клиента или характера семейных взаимоотношений); объяснение (высказывание предположений о возможных причинах и следствиях); идентификация (например, проблем, требующих разрешения; сильных и слабых сторон индивида или семьи) и оценка (в частности, оценка возможных путей эффективного удовлетворения потребностей индивида).

Задачей оценивания в большинстве случаев является определение степени нуждаемости ребенка, взрослого или семьи в целом. Для этого социальный работник, как правило с согласия клиента, собирает важную информацию о недавнем прошлом, состоянии здоровья, социальных контактах, способности себя обслуживать, сильных сторонах, безопасности настоящего окружения, имеющихся у клиента ресурсах. Подходы к оцениванию определяются особенностями как клиента, так и возникших у него проблем. В типичном случае приходится выяснять, действительно ли ребенок нуждается в социальном вмешательстве, поскольку местные власти оказывают соответствующие услуги далеко не всем. Так, для решения вопроса о бесплатном для родителей помещении ребенка в дошкольное учреждение достаточно краткого оценивания с участием всех членов семьи, что можно сделать вскоре после обращения родителей в органы социального обеспечения.

Вместе с тем потребности ребенка могут оказаться более сложными, что потребует масштабного вмешательства. Если ребенок нуждается в постоянном присмотре со стороны местных властей, требуется учет множества факторов.

Темнокожие специалисты в Великобритании разработали свой подход к оцениванию, учитывающие типичные стрессоры и исторические особенности формирования семьи у представителей этнических меньшинств. Им удалось выполнить поставленную задачу и вместо акцента на слабых сторонах семейной жизни темнокожих людей сконцентрироваться на их сильных сторонах и возможностях, позволяющих противостоять расистским проявлениям в окружающем социуме. При оценивании темнокожей семьи следует принимать в расчет: человека – каков жизненный цикл каждого члена семьи и в какой степени темный цвет кожи влияет на решение жизненных задач; окружение – с какими стрессами, установками, требованиями приходится иметь дело членам семьи; семью – какова природа взаимоотношений внутри семьи, ее стратегии совладания со стрессом, особенно при столкновении с антагонистической культурой белого большинства.

При оценивании потребностей взрослых людей, которые могут нуждаться в УСЛУГАХ НА ДОМУ, в частности пожилых людей или лиц с НАРУШЕНИЯМИ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ, рекомендуется соблюдать следующие правила. Во-первых, масштаб оценивания следует обсудить с самим заинтересованным лицом. Во-вторых, его следует проводить в максимально комфортной для оцениваемого обстановке. В-третьих, необходимо разъяснить суть процесса, его продолжительность, вероятные результаты и полномочия, которыми располагает специалист. В-четвертых, специалист обязан определить причину всех выявленных проблем, иначе невозможно подобрать соответствующее вмешательство. Имеются серьезные различия в применении оценивания как инструмента социальной поддержки и использования его для социального контроля – в первом случае пользователь получает право выбора, во втором – ему предписывают готовые решения.

Эволюция оценивания идет в двух направлениях. Первое включает активное участие в оценивании всех заинтересованных сторон, клиента и членов его семьи. Для этого люди должны владеть необходимой информацией для выбора соответствующих услуг. В прошлом службы социального обеспечения не разглашали широко подобные сведения. Люди, подлежащие оцениванию, также должны иметь возможность высказать свое мнение и повлиять на принятие решения. Это особенно важно для лиц с ограниченной трудоспособностью, инвалидов или иноязычных граждан. Второе направление делает акцент на мультидисциплинарном оценивании. Задача социального работника заключается в координации, с согласия клиента, обширных сведений о его частной жизни, медицинском обслуживании, доходе, условиях проживания, мобильности, социальных контактах и психическом здоровье. Подобную информацию можно получить от других специалистов, ее заносят в специальные бланки оценивания или хранят в компьютерном виде. (См. также ОЦЕНИВАНИЕ С УЧЕТОМ ПОТРЕБНОСТЕЙ, ПРОСТОЕ ОЦЕНИВАНИЕ.)

Просмотров: 1183
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Гулина М.А. Словарь справочник по социальной работе, 2010 г.




Другие новости по теме:

  • “ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ И ГОСУДАРСТВА”
  • «ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ И ГОСУДАРСТВА
  • «ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ И ГОСУДАРСТВА»
  • Жизненный цикл семьи
  • ЗАКОНЫ СЕМЬИ И СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ
  • ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СВОЕОБРАЗИЕ МНЕМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ КЛИЕНТА
  • ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫЙ СЕМЬИ
  • КОНСТРУКТИВНЫЙ ПОДХОД К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ КЛИЕНТА
  • КОЭФФИЦИЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ НА РАБОТАЮЩЕГО ЧЛЕНА СЕМЬИ (домохозяйства)
  • КОЭФФИЦИЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ НА РАБОТАЮЩЕГО ЧЛЕНА СЕМЬИ (домохозяйства)
  • МОДЕЛЬ ЧАСТИЧНОГО ОЦЕНИВАНИЯ
  • МОРАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА КЛИЕНТА СО СТОРОНЫ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА
  • НЕПОЛНЫЕ СЕМЬИ (СЕМЬИ С ОДНИМ РОДИТЕЛЕМ)
  • НЕУВЕРЕННОСТЬ КЛИЕНТА В СЕБЕ
  • ОШИБКА В ИНТЕРПРЕТАЦИИ ИСПОВЕДИ КЛИЕНТА ИЗ-ЗА НЕПОЛНОТЫ ИНФОРМАЦИИ, ПОЛУЧЕННОЙ ОТ КЛИЕНТА ВО ВРЕМЯ ИСПОВЕДИ
  • ОШИБКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОЦЕНИВАНИЯ
  • Оценивание с учетом потребностей
  • Оценивания центр
  • ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОЦЕНИВАНИЯ ОШИБКИ
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА КЛИЕНТА СО СТОРОНЫ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА
  • ПРОЦЕДУРА ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
  • ПРОЦЕДУРА ПОИСКА ПСИХОЛОГОМ-КОНСУЛЬТАНТОМ И КЛИЕНТОМ ПРИЕМЛЕМОГО РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ КЛИЕНТА
  • Подход, ориентированный на клиента
  • РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ДОСТИЖЕНИЙ
  • СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ
  • Семьи, СОСТОЯЩИЕ НА УЧЕТЕ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ЖИЛЬЯ И УЛУЧШЕНИЯ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ
  • Социология семьи
  • Структура семейных отношений и организация семьи (Сальвадор Минухин)
  • Структура семьи
  • УЧРЕЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ СЕМЬИ И ДЕТЕЙ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь