Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 48 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 49 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 51 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 52
|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Социология » Гулина М.А. Словарь справочник по социальной работе, 2010 г.
Оценивание(assesment) – процесс вынесения суждений об индивиде или семье, их окружении с целью определения их ПОТРЕБНОСТЕЙ. Социальные работники в прошлом считали оценивание своей исключительной прерогативой, чем-то сродни медицинской или психиатрической диагностике. Широкие масштабы социального оценивания с охватом разных аспектов жизни, в частности психического состояния, семейных взаимоотношений, физических возможностей, жилищных условий, дохода, с учетом основных потребностей предполагают анализ множества факторов для вынесения объективных суждений. При современной тенденции к активному УЧАСТИЮ клиента в процессе оценивания специалист более не может единолично контролировать этот процесс. С практической точки зрения оценивание представляет собой длительный процесс, сочетающий в себе профессиональный подход, т. е. точку зрения специалиста и точку зрения клиента, а также обязательно отражающий ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ обоих участников. Оценивание включает как минимум 4 компонента: описание (например, жилищных условий клиента или характера семейных взаимоотношений); объяснение (высказывание предположений о возможных причинах и следствиях); идентификация (например, проблем, требующих разрешения; сильных и слабых сторон индивида или семьи) и оценка (в частности, оценка возможных путей эффективного удовлетворения потребностей индивида). Задачей оценивания в большинстве случаев является определение степени нуждаемости ребенка, взрослого или семьи в целом. Для этого социальный работник, как правило с согласия клиента, собирает важную информацию о недавнем прошлом, состоянии здоровья, социальных контактах, способности себя обслуживать, сильных сторонах, безопасности настоящего окружения, имеющихся у клиента ресурсах. Подходы к оцениванию определяются особенностями как клиента, так и возникших у него проблем. В типичном случае приходится выяснять, действительно ли ребенок нуждается в социальном вмешательстве, поскольку местные власти оказывают соответствующие услуги далеко не всем. Так, для решения вопроса о бесплатном для родителей помещении ребенка в дошкольное учреждение достаточно краткого оценивания с участием всех членов семьи, что можно сделать вскоре после обращения родителей в органы социального обеспечения. Вместе с тем потребности ребенка могут оказаться более сложными, что потребует масштабного вмешательства. Если ребенок нуждается в постоянном присмотре со стороны местных властей, требуется учет множества факторов. Темнокожие специалисты в Великобритании разработали свой подход к оцениванию, учитывающие типичные стрессоры и исторические особенности формирования семьи у представителей этнических меньшинств. Им удалось выполнить поставленную задачу и вместо акцента на слабых сторонах семейной жизни темнокожих людей сконцентрироваться на их сильных сторонах и возможностях, позволяющих противостоять расистским проявлениям в окружающем социуме. При оценивании темнокожей семьи следует принимать в расчет: человека – каков жизненный цикл каждого члена семьи и в какой степени темный цвет кожи влияет на решение жизненных задач; окружение – с какими стрессами, установками, требованиями приходится иметь дело членам семьи; семью – какова природа взаимоотношений внутри семьи, ее стратегии совладания со стрессом, особенно при столкновении с антагонистической культурой белого большинства. При оценивании потребностей взрослых людей, которые могут нуждаться в УСЛУГАХ НА ДОМУ, в частности пожилых людей или лиц с НАРУШЕНИЯМИ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ, рекомендуется соблюдать следующие правила. Во-первых, масштаб оценивания следует обсудить с самим заинтересованным лицом. Во-вторых, его следует проводить в максимально комфортной для оцениваемого обстановке. В-третьих, необходимо разъяснить суть процесса, его продолжительность, вероятные результаты и полномочия, которыми располагает специалист. В-четвертых, специалист обязан определить причину всех выявленных проблем, иначе невозможно подобрать соответствующее вмешательство. Имеются серьезные различия в применении оценивания как инструмента социальной поддержки и использования его для социального контроля – в первом случае пользователь получает право выбора, во втором – ему предписывают готовые решения. Эволюция оценивания идет в двух направлениях. Первое включает активное участие в оценивании всех заинтересованных сторон, клиента и членов его семьи. Для этого люди должны владеть необходимой информацией для выбора соответствующих услуг. В прошлом службы социального обеспечения не разглашали широко подобные сведения. Люди, подлежащие оцениванию, также должны иметь возможность высказать свое мнение и повлиять на принятие решения. Это особенно важно для лиц с ограниченной трудоспособностью, инвалидов или иноязычных граждан. Второе направление делает акцент на мультидисциплинарном оценивании. Задача социального работника заключается в координации, с согласия клиента, обширных сведений о его частной жизни, медицинском обслуживании, доходе, условиях проживания, мобильности, социальных контактах и психическом здоровье. Подобную информацию можно получить от других специалистов, ее заносят в специальные бланки оценивания или хранят в компьютерном виде. (См. также ОЦЕНИВАНИЕ С УЧЕТОМ ПОТРЕБНОСТЕЙ, ПРОСТОЕ ОЦЕНИВАНИЕ.)
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Гулина М.А. Словарь справочник по социальной работе, 2010 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|