ВНУТРЕННЕЕ Я-ОТГРАНИЧЕНИЕ (Я-отмежевание внутрь)

Внутреннее я-отграничение (Я-отмежевание внутрь), как и Я-отграничение внешнее, в концепции динамической психиатрии рассматривается как одна из центральных гуманных функций, позволяющая индивиду в ходе своего развития переживать и осознавать собственную идентичность, отмежевываясь не только от внешнего мира (снаружи), но и от мира своих фантазий и прессинга внутренних потребностей (изнутри), то есть, обеспечивающая гибкую, подвижную границу Я по отношению к внутреннему психическому пространству.

1. Конструктивное внутреннее Я-отграничение

Конструктивное внутреннее Я-отграничение означает гибкую коммуникационную границу, отделяющую, связывающую и защищающую развивающееся осознающее внутреннее Я индивида (Я-идентичность) от деструктивного влияния бессознательных инстинктивных побуждений (внутренних потребностей) и вытесненных конфликтных переживаний («конденсата» онтогенетического внутри-личностного опыта). Иными словами, конструктивное внутреннее Я-отграничение обеспечивает адекватное восприятие реальности в целостной психической жизни личности и продуктивное взаимодействие с ней.

Для лиц с конструктивным внутренним Я-отграничением присуща высокая общая упорядоченность психической деятельности, баланс внутреннего и внешнего, мыслей и чувств, эмоций и действий, способность гибко контролировать эмоциональные и телесные процессы, последовательно выражать собственные потребности; способность к продуктивной психической концентрации, интуитивным решениям и гибкому использованию возможностей внутреннего опыта, чувственного постижения действительности, без потери контроля над реальностью; способность хорошо дифференцировать объекты внешнего мира и собственные представления о них; точно дифференцировать и описывать различные состояния сознания (сновидения, фантазии, мечты, бодрствование) и телесные состояния (усталость, истощение, голод, боль и т.п.), соизмеряя их с актуальной жизненной ситуацией; хорошее чувство времени, а также возможность разделять различные аспекты своих переживаний по времени, осуществлять их «неневротическое» вытеснение при сохранении непрерывности чувства Я.

2. Деструктивное внутреннее Я-отграничение

Деструктивное внутреннее Я-отграничение означает нарушение взаимодействия осознаваемых переживаний автономного Я, от естественной связи с собственным бессознательным путем его отсечения и игнорирования жестко фиксированным «барьером».

Вместо функциональной дифференциации и гармоничного взаимодействия в рамках единого психического пространства, происходит обособление отдельных его частей, чрезмерно адаптированных к различным требованиям внешнего мира и внутренним инстинктивным побуждениям, т.е. происходит становление «ложной» идентичности.

Причиной происходящего является деструктивная атмосфера симбиотических отношений, принуждающая «Я» ребенка интериоризировать (усваивать) ригидную (жесткую, негибкую) защиту матери от его естественных инстинктивных потребностей в собственном принятии и поддержке, как залоге обязательного удовлетворения его будущих потребностей в ходе становления собственной идентичности и выходе из первичного симбиоза.

В поведении деструктивное внутреннее Я-отграничение проявляется излишне подчеркнутой рациональностью («левополушарностью), схематизированностью, расчетливостью («человек-робот» или «человек-компьютер»), деловыми и формальными отношениями, отсутствием спонтанности, гибкости, синтонности (соответствия резкоизменяющимся условиям), недоверием к интуитивным и чувственным решениям, рассогласованностью телесной и душевной жизни, нечувствительностью и способностью игнорировать (подавлять) насущные потребности своего организма (сон, жажду, голод, усталость и т.п.); неуместными действиями и поступками, несчастными случаями, нечаянными травмами (за счет компенсации излишне рационального сознания чрезмерно иррациональным бессознательным).

Для лиц с деструктивным внутренним Я-отграничением характерны: склонность к интеллектуальной систематизации и классификации, рациональность, деловитость, формализм, педантичность; дисбаланс мыслей и чувств, эмоций и действий, неспособность к фантазиям и мечтам, бедность воображения, впечатлений, эмоциональных переживаний и чувств, эмоциональная сухость, невозможность адекватно воспринимать собственные чувства и потребности, нечувствительность к эмоциям и потребностям других, неспособность к глубоким сопереживаниям и теплым партнерским отношениям; недостаточная способность к сновидениям, мечтам и фантазиям, тенденция к замещению окружающих реального мира живых людей совокупностью собственных проекций.

3. Дефицитарное внутреннее Я-отграничение

Дефицитарное внутреннее Я-отграничение означает функциональную недостаточность сформированности внутренней границы (интрапсихического барьера) Я, приводящее к затоплению сознания реальности настоящего времени слабо контролируемыми образами и сюжетами собственного бессознательного, (грезами, мечтаниями, чувствами, эмоциями, бесплодными размышлениями, и т.п.) с неспособностью дифференцировать их от внешних объектов, ситуаций и отношений с ними связанных. Это нарушение взаимодействия с неосознаваемыми процессами означает базисное недоразвитие центральной гуман-функции внутреннего Я-отграничения, ответственной за формирование подлинно автономного Я.

Причина формирования функциональной недостаточности внутренней границы Я кроется в неосознаваемой матерью «патологии» ранних симбиотических отношений, когда внешний мир существует для ребенка лишь как меняющиеся внутренние ощущения. При формально правильном воспроизведении своей роли, или крайне непоследовательном поведении мать оказывается не способной правильно определять актуальные ощущения, потребности и нужды ребенка, а следовательно, «обучить» его навыкам совладания с ними и чрезвычайно важному умению отличать собственные состояния от внешних объектов, ситуаций и отношений с ними связанных.

Поведение личности с выраженным дефицитарным внутренним Я-отграничением в целом непоследовательно, импульсивно, зачастую хаотично и несоразмерно наличной жизненной ситуации. Актуализированные (осознанные) потребности с одной стороны безотлагательно подлежат немедленному удовлетворению (и практически не могут быть отложены), с другой, многие действительно важные «телесные нужды» могут длительное время оставаться без всякого внимания. Плохо структурированный внутренний опыт, как правило, может лишь механически пополняться, оставаясь почти всегда слишком тесно связанным с конкретными ситуациями и пережитыми в них эмоциями и аффектами.

Вследствие слабой способности отличать воображаемое и действительное, ранее испытанный аффект от сиюминутного чувство времени практически отсутствует, а возможности реалистического восприятия и регулирования собственных телесных процессов заметно сокращены.

При значительно выраженном дефиците внутреннего Я-отграничения в поведении на передний план выступают неадекватность, дезорганизованность и дезинтегрированность, зачастую воспринимаемые как вычурность и нелепость, что может быть проявлением признаков предпсихотического или психотического состояния.

Характерны: «переполненность» разрозненными, разнообразными чувствами, образами или мыслями, склонностью к чрезмерному фантазированию, необузданной мечтательности, при которых воображаемое едва может быть отделено от реальности, к экзальтированным состояниям; недостаточная взвешенность поступков и принимаемых решений, слабость эмоционального контроля, импульсивность, крайняя непоследовательность в межличностных отношениях, неспособность к достаточной концентрации усилий, плохая регуляция телесных процессов.

Три разных аспекта внутреннего Я-отграничения (конструктивный, деструктивный, дефицитарный) могут быть качественно установлены и количественно измерены с помощью соответствующих шкал Я-структурного теста Г.Аммона и Психодинамически ориентированного личностного опросника (ПОЛО).

Просмотров: 1537
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Терминологический глоссарий основных терминов динамической психиатрии. Под ред. В.А. Шаповаловой




Другие новости по теме:

  • (Грамматически о гласном): обоюдный, т.е. тот, который может быть и долгим и кратким
  • ВНЕШНЕЕ И ВНУТРЕННЕЕ
  • ВНЕШНЕЕ И ВНУТРЕННЕЕ
  • ВНЕШНЕЕ Я-ОТГРАНИЧЕНИЕ (Я-отмежевание наружу)
  • ВНЕШНЕЕ и ВНУТРЕННЕЕ
  • ВНУТРЕННЕЕ
  • ВНУТРЕННЕЕ
  • ВНУТРЕННЕЕ
  • ВНУТРЕННЕЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ
  • ВНУТРЕННЕЕ ТОРМОЖЕНИЕ
  • ВНУТРЕННЕЕ ТОРМОЖЕНИЕ
  • ВНУТРЕННЕЕ УХО
  • Внешнее и внутреннее
  • Внешнее и внутреннее в человеке: проблема соотношения
  • Внутреннее море
  • Внутреннее подкрепление
  • ГРАНИЦЫ КАРТИНЫ МИРА
  • Диагностика субъективной оценки межличностных отношений ребенка (СОМОР) Н. Я. Семаго
  • ЛЕКЦИИ ПО ФЕНОМЕНОЛОГИИ ВНУТРЕННЕГО СОЗНАНИЯ ВРЕМЕНИ
  • НЕСПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА БЫТЬ САМИМ СОБОЙ
  • Отключение внутреннего контроля
  • Отождествление Я с предметами внешнего мира
  • Реципрокный паттерн взаимодействия, при котором событие может одновременно быть следствием предшествующего и причиной последующего события.
  • СПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА БЫТЬ ЛИДЕРОМ
  • Способность системы достичь одного и того же конечного состояния при различных условиях.
  • Субъективный образ мира у ребенка
  • ТОРМОЖЕНИЕ ВНУТРЕННЕЕ
  • ТОРМОЖЕНИЕ, ВНУТРЕННЕЕ
  • Шкала внутреннего и внешнего контроля
  • Я ВНУТРЕННЕЕ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь