ВНЕШНЕЕ И ВНУТРЕННЕЕ

филос. категории, во взаимосвязи к-рых внешнее выражает свойства предмета как целого и способы его взаимодействия с окружающей средой, а внутреннее - строение самого предмета, его состав, структуру и связи между элементами. В процессе познания внешнее обычно выступает как то, что обнаруживается непосредственно, что дано в наблюдении как свойства и связи предмета, фиксируемые органами чувств и в эмпирич. знании; внутреннее же, как правило, бывает скрыто от непосредств. наблюдения и может быть выявлено благодаря теоретич. исследованию, в процессе к-рого вводят нек-рые «ненаблюдаемые сущности» - идеализированные объекты, законы и пр. В этом смысле движение познания есть движение от внешнего к внутреннему, от наблюдаемого к ненаблюдаемому, но мыслимому. Причём внутреннее раскрывается через внешнее, последнее есть способ выражения, обнаружения внутреннего. Марксистская гносеология подчёркивает историч. характер категорий В. и в.: то, что вчера было ненаблюдаемым, завтра становится наблюдаемым, при этом изменяется и характер В. и в., и их взаимоотношения внутри целостного предмета.

В истории познания проблема В. и в. рассматривалась в двух аспектах. Во-первых, она выступала как вопрос об объективной природе В. и в., к-рым приписывались различные характеристики. Так, внешнее наделялось такими свойствами, как становление, пространственностъ, эмпирич. существование, телесность. Внутреннее наделялось др. свойствами - подлинного бытия, времени, вечного духовного бытия и т. п. Поэтому переход от внешнего к внутреннему трактовался как переход от становления к бытию, от пространства ко времени, от конечности к вечности. Во-вторых, проблема В. и в. в значит. мере смыкалась с проблемами сущности и явления, субстанции и её атрибутов, причём они рассматривались как определ. характеристики учения о бытии - онтологии. В-третьих, онтологич. разрыв между В. и в., характерный для европ. науки и философии 17 в., был преодолен в нем. классич. идеализме, к-рый, переведя эту проблему в проблему гносеологии, подчёркивал взаимосвязь и взаимообусловленность В. и в., усматривая в познании переход от внешнего, чувственно данного, к ненаблюдаемому, теоретически мыслимому, причём духовное объявлялось истоком и смыслом внеш. бытия. Вчетвёртых, эта проблема рассматривалась как одна из характеристик человеч. деятельности, её объективации в продуктах и средствах труда, в различных символическизнаковых формах - языке, математич. символах и др.

Марксистская гносеология подчёркивает объективный характер взаимосвязи В. и в., рассматривая внутреннее как результат движения историч. познания человеком окружающего мира на основе практич. деятельности. При этом В. и в. оказываются одним из уровней предмета исследования, а их характеристики зависят от историч. развития науч. познания. Историч. и вместе с тем системноцелостный подход к предмету исследования, развитый диалектич. материализмом, преодолевает односторонние трактовки источников развития. В противовес тем концепциям, к-рые отдают приоритет внешнему (напр., внеш. условиям в ламаркизме при объяснении жизни, в ряде концепций развития науки), сводят внутреннее к чемуто сугубо производному, вторичному, разрывают В. и в. (различные варианты теории факторов в социологии), марксистская гносеология видит во В. и в. моменты целостного саморазвивающегося бытия, подчёркивает их неразрывное единство, усматривает в их взаимодействии источник самоорганизации и самодвижения бытия на его различных уровнях.

Просмотров: 987
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Советский философский словарь, 1974 г.




Другие новости по теме:

  • ВНЕШНЕЕ И ВНУТРЕННЕЕ
  • ВНЕШНЕЕ и ВНУТРЕННЕЕ
  • ВНУТРЕННЕЕ
  • ВНУТРЕННЕЕ
  • ВНУТРЕННЕЕ
  • ВНУТРЕННЕЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ
  • ВНУТРЕННЕЕ ТОРМОЖЕНИЕ
  • ВНУТРЕННЕЕ ТОРМОЖЕНИЕ
  • ВНУТРЕННЕЕ УХО
  • ВНУТРЕННЕЕ Я-ОТГРАНИЧЕНИЕ (Я-отмежевание внутрь)
  • Внешнее и внутреннее
  • Внешнее и внутреннее в человеке: проблема соотношения
  • Внутреннее море
  • Внутреннее подкрепление
  • ГНОСЕОЛОГИЯ (ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ)
  • ГНОСЕОЛОГИЯ (ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ)
  • Гносеология (или теория познания)
  • Гносеология, или теория познания
  • Гносеология, теория познания
  • М. Хайдеггер:Проблема метафизики (после Бытия и времени)
  • Понятие бытия и проблема сущности и существования в средневековой философии
  • ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ (гносеология)
  • ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ (гносеология)
  • ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ, Гносеология
  • ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ, или гносеология
  • ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ: гносеология и эпистемология
  • ТОРМОЖЕНИЕ ВНУТРЕННЕЕ
  • ТОРМОЖЕНИЕ, ВНУТРЕННЕЕ
  • Три свойства бытия
  • Я ВНУТРЕННЕЕ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь