Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 48 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 49 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 51 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 52 ВНЕШНЕЕ Я-ОТГРАНИЧЕНИЕ (Я-отмежевание наружу)



ВНЕШНЕЕ Я-ОТГРАНИЧЕНИЕ (Я-отмежевание наружу)

Со времен Зигмунда Фрейда, выделившего «Я» в самостоятельную подструктуру, рассматриваемую как инструмент для разрешения противоречий между индивидом и внешней реальностью, инстинктом и моральными требованиями социума, сознанием и бессознательным, ставится вопрос о разграничения Я и НЕ-Я не в абстрактно-философском, а в конкретно психологическом смысле, т.е. «границах» Я по отношению а) к внешнему окружению; б) к внутреннему психическому. Причем, Я-границы понимаются не как абстрактная демаркация, или пассивный механический барьер (фильтр), а как процесс разделения различных психических содержаний, осуществляемый на основе сознательных идентификаций субъекта.

В Я-структурной модели личности Г. Аммона используется концепция «подвижных, гибких границ Я», являющихся «периферическим органом восприятия», позволяющим ребенку в ходе своего развития переживать и осознавать собственную идентичность, отмежевываясь как от окружающего мира (снаружи), так и от мира своих фантазий (изнутри).

Построение «подвижных» границ Я (Я-отграничение) позволяющих ребенку выделить себя из раннего симбиоза (с матерью) представляет первый творческий акт в собственном опыте идентичности и обозначает решающую фазу в развитии его «Я».

Поэтому внешнее Я-отграничение (отмежевание) рассматривается как одна из центральных гуманных функций.

Специфика группо-динамических условий разрешения симбиотических связей в первичной группе (т.е. характер психоэнергетики отношений ребенка в семейном кругу) может способствовать, или напротив, затруднять (вплоть до «запрета») формирование и последующее расширение границ Я, т.е. либо создавать предпосылки, либо препятствовать формированию бесконфликтной, относительно свободной от прессинга внешней реальности и внутренних потребностей личности.

1.Конструктивное внешнее Я-отграничение

Конструктивное внешнее я-отграничение (конструктивное я-отмежевание наружу) обеспечивает обособление развивающейся идентичности, безопасность личности от слияния или переидентификации, ее конструктивную автономию с гибкой коммуникационной границей «Я», обозначая отмежевание собственных чувств от чувств других людей, и, тем самым, способность к формированию хорошего «чувства реальности», накоплению обогащающего жизненного опыта, к вступлению в контакты (в т.ч. симбиотические), без угрозы для Я-идентичности и выходу из них без последующего чувства вины.

Для личности с конструктивным Я-отграничением характерна открытость, общительность, способность к постановке собственных целей и задач, согласующихся с требованиями окружающих, хороший эмоциональный контакт в межличностном взаимодействии, зрелость эмоциональных переживаний, возможность рационального распределения своего времени и усилий, выбора адекватной стратегии поведения в соответствии с меняющейся актуальной ситуацией и собственными жизненными планами, способность к оказанию помощи и поддержке окружающих в ситуациях, требующих участия.

2. Деструктивное внешнее Я-отграничение

Деструктивное внешнее Я-отграничение обозначает чрезмерную закрытость и жесткость внешней границы Я, контактный барьер, препятствующий продуктивному обмену социальной энергией и общению с другими лицами (окружающей группой), а, следовательно, и самореализации.

Причина деструктивного внешнего Я-отграничения кроется в деструктивно- «враждебном» характере атмосферы ранних симбиотических отношений в семье, сутью которых является «первичный запрет» на проявление активности и собственную идентичность ребенка, принуждающий его «Я» развиваться не в собственных, а в жестко предписанных границах, что становится фактором, продуцирующим не установление, а «обрыв» межличностных отношений, формирование непроницаемого «коммуникационного барьера», «обособлению без коммуникации».

В поведении деструктивное внешнее Я-отграничение проявляется неуверенностью в ситуациях, требующих навыков межличностного общения, избеганием контактов, нежеланием вступать в «диалоги» и дискутировать, стремлением эмоционально дистанцироваться от окружающих, скованностью, зажатостью, нежеланием вникать в чужие проблемы и посвящать других в собственные проблемы; общим снижением предметной активности.

Для таких лиц характерны замкнутость, закрытость, эмоциональная сдержанность, неумение устанавливать контакты, отсутствие гибкости в общении и умения улавливать нюансы в настроении и поведении собеседника, неспособность к совместному поиску компромиссов; сверхконтроль проявлений собственных переживаний и чувств; безучастность к проблемам, трудностям, и потребностям других, неспособность принимать помощь, ощущение эмоциональной пустоты; пассивная жизненная позиция, безынициативность.

3. Дефицитарное внешнее Я-отграничение

Дефицитарное внешнее Я-отграничение означает «сверхпроницаемость» и функциональную недостаточность внешней границы Я, снижающую автономию и продуктивный обмен социальной энергией в связи с «переполнением» внешними впечатлениями и чрезмерной адаптацией к требованиям внешнего мира.

Причина данного явления кроется в «злокачественном» характере раннего симбиоза (отношений матери к ребенку), при которых ребенок абсолютно не поддерживается в своих «поисках» собственной идентичности, упорно воспринимаясь матерью как неизменная «часть» ее самой. В данном случае из двух важнейших функций границы «Я»: обособления и связи, страдает первая, обеспечивающая возможность внутреннего формообразования и различения «Я» и «не Я», вследствие чего у субъекта доминирует не склонность к равноправным зрелым партнерским отношениям, а склонность к симбиотическому слиянию, создающая значительные трудности в поддержании устойчивых продуктивных отношений, особенно, в ситуациях необходимости их прерывания.

В поведении дефицитарное внешнее Я-отграничение проявляется неспособностью устанавливать, контролировать и регулировать межличностную дистанцию в отношениях с окружающими, ограничивать их потребности и отказывать (говорить «нет»), отстаивать собственные интересы, потребности и цели; неумением четко отделять свои чувства и переживания от чувств и переживаний других; трудностями в поддержании устойчивых продуктивных контактов, особенно, в ситуациях необходимости их прерывания; неспособностью брать на себя ответственность и принимать решения; поиском постоянной поддержки, одобрения, защиты и признания со стороны окружающих.

Лица с дефицитарным внешним Я-отграничением характеризуются как зависимые, неуверенные, несамостоятельные, ведомые, послушные, подверженные внушению и манипулированию, чрезмерно ориентированные на оценки, нормы и ценности группы (социального окружения) и идентифицирующие себя с групповыми интересами и потребностями, неспособные сформировать собственную, отличную от других точку зрения; склонные к постоянным сомнениям в правильности сделанного выбора и предпринимаемых действий; ощущением собственной слабости, незащищенности, открытости и беспомощности; «хамелеоноподобным» жизненным стилем в целом.

Три разных аспекта внешнего Я-отграничения (конструктивный, деструктивный, дефицитарный) могут быть качественно установлены и количественно измерены с помощью соответствующих шкал Я-структурного теста Г.Аммона и Психодинамически ориентированного личностного опросника (ПОЛО).

Просмотров: 1660
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Терминологический глоссарий основных терминов динамической психиатрии. Под ред. В.А. Шаповаловой




Другие новости по теме:

  • (Из психоанализа) Рациональная часть личности, защищающая интересы личности в целом и выступающая посредником между инстинктивными потребностями (Оно) и социальными запретами (Сверх-Я).
  • ВНЕШНЕЕ И ВНУТРЕННЕЕ
  • ВНЕШНЕЕ И ВНУТРЕННЕЕ
  • ВНЕШНЕЕ ПОДКРЕПЛЕНИЕ
  • ВНЕШНЕЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ
  • ВНЕШНЕЕ ТОРМОЖЕНИЕ
  • ВНЕШНЕЕ ТОРМОЖЕНИЕ
  • ВНЕШНЕЕ и ВНУТРЕННЕЕ
  • ВНУТРЕННЕЕ Я-ОТГРАНИЧЕНИЕ (Я-отмежевание внутрь)
  • Внешнее
  • Внешнее и внутреннее
  • Внешнее и внутреннее в человеке: проблема соотношения
  • Внешнее качество
  • Внешнее окружение
  • Внешнее окружение
  • Внешнее окружение организации
  • Внешнее окружение организации
  • Внешнее окружение организации
  • Внешнее подкрепление
  • Внешнее подкрепление
  • Внешнее приличие
  • Внешнее проявление
  • Диагностика субъективной оценки межличностных отношений ребенка (СОМОР) Н. Я. Семаго
  • Дыхание внешнее
  • ОРИЕНТАЦИЯ НА ЗАДАЧУ, СЕБЯ, ДРУГИХ
  • ОТНОШЕНИЙ ЛИЧНОСТИ КОНЦЕПЦИЯ
  • Отношений личности концепция
  • ТОРМОЖЕНИЕ ВНЕШНЕЕ
  • ТОРМОЖЕНИЕ, ВНЕШНЕЕ
  • ЭМОЦИЙ ВЫРАЖЕНИЕ ВНЕШНЕЕ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь