ЭКСПЕРИМЕНТ

(от лат. experimentum — проба, опыт) — один из основных, наряду с наблюдением, методов научного познания вообще и психологического исследования в частности. Отличается от наблюдения в первую очередь тем, что предполагает специальную организацию ситуации исследования, активное вмешательство в ситуацию исследователя, планомерно манипулирующего одной или несколькими переменными (факторами) и регистрирующего соответствующие изменения в поведении испытуемого (оператора). Э. позволяет осуществить относительно полный контроль переменных. Если при наблюдении часто невозможно предвидеть изменения, то в Э. можно их планировать и не допускать появления неожиданностей. Возможность манипулирования переменными— одно из важных преимуществ Э. перед наблюдением. Достоинство Э. заключается также в том, что можно специально вызвать какой-то психический процесс, проследить зависимость психологического явления от изменяемых внешних условий. Выделяются такие разновидности Э., как лабораторный эксперимент (Э. на основе моделированной деятельности) и естественный эксперимент (Э. на основе реальной деятельности). Разновидностью последнего является полевое исследование. При исследовании деятельности оператора большое значение имеет ситуационный Э., при котором в лабораторных или реальных условиях воспроизводятся наиболее важные ситуации, характерные для деятельности оператора. Различают также констатирующий и формирующий Э. Первый из них направлен на констатацию связей, складывающихся в ходе развития психики. Второй позволяет направленно формировать особенности таких психических процессов, как восприятие, память, мышление и др. При проведении Э. большое значение имеет правильное планирование эксперимента. Различают традиционный и факторный планы Э. При традиционном планировании меняется лишь одна независимая переменная, при факторном— несколько. Достоинством последнего является возможность оценки взаимодействия факторов — изменения характера влияния одной из переменных в зависимости от значения другой. Для статистической обработки результатов Э. в этом случае применяется дисперсионный анализ и факторный анализ. Если изучаемая область относительно не известна и система гипотез отсутствует, то предварительно проводят пилотажный Э., результаты которого могут помочь уточнить направление дальнейшего анализа. Когда имеются две конкурирующие гипотезы и Э. позволяет выбрать одну из них, то говорят о решающем Э. С целью проверки каких-либо зависимостей проводят контрольный Э. Обладая несомненными достоинствами, Э. как метод психологического исследования имеет и ряд недостатков. Причем, многие из них оказываются обратной стороной его преимуществ. Чрезвычайно сложно организовать Э. таким образом, чтобы испытуемый не знал об этом. Отсюда происходят вольные или невольные изменения в его поведении. Кроме того, результаты Э. могут искажаться некоторыми факторами, связанными с присутствием экспериментатора и тем самым оказывающими влияние на поведение испытуемого (см. Эффекты психологического исследования). Получаемые в результате Э. эмпирические зависимости большей частью имеют статус корреляций (т. е. вероятностных и статистических зависимостей) и, как правило, не всегда позволяют делать выводы о причинно-следственных связях. И, наконец, Э. применим не ко всякой исследовательской задаче. Так, затруднительно экспериментальное исследование характера и сложных способностей. Однако несмотря на эти недостатки и ограничения, Э. занимает одно из важнейших мест в практике, инженерно-психологических исследований.

Просмотров: 852
Категория: Словари и энциклопедии » Психология »




Другие новости по теме:

  • F00.2х* Деменция при болезни Альцгеймера, атипичная или смешанного типа (G30.8+)
  • F68.1 Умышленное вызывание или симулирование симптомов или инвалидности физического или психологического характера (поддельное нарушение)
  • БЕСЕДА, как метод психолого-педагогического исследования
  • Гипноз как инструмент исследования
  • Деменция при болезни Альцгеймера, атипичная или смешанного типа.
  • ИГРА КАК ОБЛАСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЖИЗНИ
  • КАЧЕСТВО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТОРА
  • Коммуникация как общение: перспективы исследования
  • Методы психологического исследования межличностных отношений. Социометрия
  • Механицизм как особый способ исследования
  • МОДЕЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТОРА
  • Опросник для выявления выраженности самоконтроля в эмоциональной сфере, деятельности и поведении
  • Поведение как эксперимент
  • РЕГРЕССИВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ЛИЧНОСТИ И В ПОВЕДЕНИИ ЧЕЛОВЕКА
  • Реципрокный паттерн взаимодействия, при котором событие может одновременно быть следствием предшествующего и причиной последующего события.
  • Синдром нарушения регуляции, программирования и контроля деятельности при поражении префронтальных отделов
  • СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Социальная реабилитация при аддиктивном поведении
  • Способность системы достичь одного и того же конечного состояния при различных условиях.
  • Сравнительновозрастные особенности психических нарушений при опухолях мозга
  • Сравнительновозрастные особенности психических расстройств при соматических заболеваниях
  • СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТОРА
  • Структурные изменения общественности и исследования Хабермасом гражданского общества
  • Техника в структурной семейной психотерапии, заключающаяся в выборе одной из сфер семейного взаимодействия с целью исследование ее структурных элементов. Функциональный анализ (FUNCTIONAL ANALYSIS)
  • ТЕХНИКА КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Убеждение, как форма деятельности
  • УНИФИКАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТОРА
  • Фрейм -«как если бы»
  • ЭТАПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТОРА
  • ЭФФЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь