|
ТРЕНАЖЕР(англ. train — тренироваться) — техническое средство обучения, реализующее модель СЧМ и обеспечивающее контроль за качеством деятельности обучаемого. Существует несколько критериев для их классификации. По критерию обобщенности осваиваемых действий различаются Т. широкого назначения и Т. для обучения конкретным специальностям — штурманов, связистов, операторов ЭВМ и пр. В зависимости от способа учета модели деятельности оператора выделяются Т. для совершенствования профессиональных действий и Т. для развития профессионально важных психологических качеств, напр. Т. скорости реакции, внимания, оперативной памяти и др. Т. такого типа иногда называют психологическими. В зависимости от характера учета коллективной деятельности принято различать индивидуальные и групповые Т. По критерию сложности подсистемы обработки поступающей информации выделяются Т., регистрирующие отдельные параметры деятельности, и Т., позволяющие делать ее оценку в целом. В зависимости от характера соответствия реальной системе выделяются Т. с физическим сходством — при их создании стремятся к внешнему сходству с реальным оборудованием, и Т. с психологическим сходством — здесь в первую очередь требуется возможность формирования идентичной оригиналу структуры деятельности. Использование ЭВМ в процессе обучения способствовало появлению новых классов Т., отличающихся большой динамичностью и высокой степенью психологического подобия. Среди них в первую очередь следует выделить адаптивные и игровые Т. Адаптивные Т. позволяют изменять режим обучения в зависимости от успехов обучаемого: стратегия обучения выбирается с учетом его индивидуальных способностей. Игровые Т. позволяют готовить операторов, призванных решать конфликтные и эвристические задачи. В их решении принимают участие две или более противодействующие стороны. Каждая из них стремится парировать действия других так, чтобы получить для себя максимальный выигрыш. Для этого в игровой Т. вводится дополнительный контур управления, одним из элементов которого является оператор противодействующей стороны. Эффективность применения Т. может быть существенно повышена, если при их построении будут учтены психофизиологические принципы процесса обучения. Они сводятся к следующему: 1) навыки, развиваемые на Т., по своей структуре должны соответствовать навыкам реальной деятельности; 2) Т. не должен формировать тех навыков, которые дают отрицательный эффект при переводе в реальные условия деятельности; 3) методика работы на Т. должна предусматривать необходимое количество повторений; 4) информационная модель, создаваемая на Т., должна быть достаточно пластична и обеспечивать задание достаточного количества логических задач; 5) Т. должен быть методически целенаправленным, т. е. должно быть ясно, какие методические цели он преследует. Помимо этих общепсихологических требований необходимо учесть и ряд специфических требований, вытекающих из особенностей функционирования СЧМ. Среди них: возможность имитации отказов и неисправностей в СЧМ, предоставление оператору возможности самоконтроля своих действий, возможность имитации взаимодействия с другими операторами, контроль и оценка результатов работы оператора и его функционального состояния. Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|