Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 48 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 49 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 51 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 52
|
ОБЩЕНИЕвзаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера. Обычно О. включено в практическое взаимодействие людей (совместный труд, учение, коллективная игра и т. д.), обеспечивает планирование, осуществление и контролирование их деятельности. Вместе с тем О. удовлетворяет особую потребность человека в контакте с другими людьми. Стремление к О. нередко занимает значительное и порой ведущее место среди мотивов, побуждающих людей к совместной практической деятельности. Однако процесс О. может обособляться от других форм деятельности и приобретать относительную самостоятельность. О. есть неотъемлемый компонент совместной деятельности людей. Специфика О., в отличие от других видов взаимодействия, состоит в том, что в нем прежде всего проявляются психологические качества людей. В процессе совместной деятельности реализуются коммуникативные функции О.: информационная, регулятивная и аффективная. Информационная функция связана с процессами приема и передачи информации. При этом важно отметить, что в процессе О. людей информация не только передается и принимается, но и формируется. Изучение процессов формирования информации особенно большое значение имеет для оптимизации группового принятия решений и осуществления совместных управляющих действий. Другая функция О. относится к регуляции поведения, которую люди осуществляют по отношению друг к другу. В процессе О. формируются цели, мотивы и программы поведения включенных в группу людей. В этом процессе осуществляется также взаимная стимуляция и взаимный контроль поведения. Аффективная функция О. относится к эмоциональной сфере человека. О. оказывает влияние на различного рода психофизиологическое состояние человека, влияет на уровень эмоциональной напряженности. При соответствующих условиях эта функция О. обеспечивает также эмоциональную разрядку людей. В реальном акте О. рассмотренные функции выступают в тесном единстве. При этом они так или иначе реализуются по отношению к каждому участнику О., но происходить это может различными способами. Напр., акт О., выступающий для одного человека как передача информации, для другого может выступать как функция регуляции поведения (напр., выполнение того иди иного действия в зависимости от сообщения о действиях партнера). Функции О. могут быть классифицированы и по другой системе оснований. Можно, напр., выделить такие функции, как организация совместной деятельности, познание людьми друг друга, формирование и развитие межличностных отношений. О. оказывает влияние на психические процес- сы (сенсорно-перцептивные, мнемические, интеллектуальные и др.) его участников. Это влияние в общем случае опосредствуется такими внешними и внутренними факторами: 1) сложность совместной деятельности (степень сложности, развернутость и др.); 2) особенности ситуации, в которой протекаетО. (условия деятельности); 3) индивидуально-психологические особенности субъектов О. (уровень подготовленности к совместной деятельности, навыки О., особенности темперамента и т. п.); 4) социально-психологические факторы (межличностные и функциональные взаимоотношения). Под действием этих факторов влияние О. на индивидуальные психические качества его участников может носить различный характер. Можно отметить общую закономерность: в группах, связанных продолжительными или хотя бы нейтральными отношениями их участников, эффективность совместной деятельности выше, чей индивидуальной; О. дает здесь позитивный результат. Причем преимущества совместной деятельности наиболее отчетливо проявляются в том случае, если роли между партнерами распределены в соответствии с их индивидуально-психологическими особенностями. В группах же, в которых взаимоотношения между людьми являются отрицательными, О. не только не способствует решению задач, но, напротив, оказывается фактором, снижающим его эффективность. Это означает, что межличностные отношения являются существенным измерением общения. Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|