|
МЫШЛЕНИЕпроцесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности. М. является предметом изучения многих наук: философии, логики, кибернетики и др. Психология изучает М. как познавательную деятельность, дифференцируя ее на виды в зависимости от условной обобщенности и характера используемых средств, их новизны для человека, степени его активности, адекватности действительности. Различают следующие виды М.: словесно-логическое, наглядно-образное и наглядно-действительное, теоретическое и практическое, логическое и интуитивное, продуктивное (творческое) и репродуктивное, произвольное и непроизвольное. В инженерной психологии большое внимание уделяется изучению оперативного мышления. М. часто развертывается как процесс решения задачи, в которой выделяются условия и требования. Задача должна быть не только понята субъектом, но и принята им. Мыслительная деятельность побуждается мотивами, которые являются не только условиями ее развертывания, но и факторами, влияющими на ее продуктивность. Большую роль в мыслительной деятельности играют эмоции, обеспечивающие управление поиском решения задачи. Продуктом М. могут быть цели последующих действий. Исследование целеобразования составляет важнейший раздел психологии М. Здесь изучаются превращение полученного извне требования в реаАьную цель, выбор одного из имеющихся требований, соотношение произвольного и непроизвольного целеобразования, временная динамика целеобразования, преобразование неосознанных предвосхищений в осознание цели, выделение промежуточных целей. М. изучается также в контексте проблематики общения, межличностных отношений. Здесь оно выступает как интерпретация реакций и движений другого человека, как трактовка результатов предметных действий и деятельности в целом, как понимание речевой (устной и письменной) продукции другого человека. Межличностное познание включает в себя формирование представлений об образе мыслей другого человека, стиле его мышления, о том, что он думает о субъекте М., и о том, что он думает по поводу того, что субъект думает о нем самом, и т. д. В ходе общения результаты мыслительной деятельности одного человека (знания) передаются другому. Знания могут относиться к предметному миру или к самому процессу решения задач. В последнем случае осуществляются общие методы решения, а сама мыслительная деятельность выступает как совместная, коллективная (см. Групповое принятие решения). М. является составной частью и особым объектом самосознания личности, в структуру которого входит понимание себя как субъекта М., дифференциация «своих» и «чужих» мыслей, осознание еще нерешенной проблемы как именно своей, осознание своего отношения к проблеме. В историческом плане развития М. изучается в контексте становления труда как специфически человеческой деятельности и возникновения языка. При появлении общественного разделения труда на физический и умственный М. приобретает форму самостоятельной деятельности со своими мотивами, целями, операциями. Примером такой деятельности является мышление оператора. Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|