МЫШЛЕНИЕ

процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности. М. является предметом изучения многих наук: философии, логики, кибернетики и др. Психология изучает М. как познавательную деятельность, дифференцируя ее на виды в зависимости от условной обобщенности и характера используемых средств, их новизны для человека, степени его активности, адекватности действительности. Различают следующие виды М.: словесно-логическое, наглядно-образное и наглядно-действительное, теоретическое и практическое, логическое и интуитивное, продуктивное (творческое) и репродуктивное, произвольное и непроизвольное. В инженерной психологии большое внимание уделяется изучению оперативного мышления. М. часто развертывается как процесс решения задачи, в которой выделяются условия и требования. Задача должна быть не только понята субъектом, но и принята им. Мыслительная деятельность побуждается мотивами, которые являются не только условиями ее развертывания, но и факторами, влияющими на ее продуктивность. Большую роль в мыслительной деятельности играют эмоции, обеспечивающие управление поиском решения задачи. Продуктом М. могут быть цели последующих действий. Исследование целеобразования составляет важнейший раздел психологии М. Здесь изучаются превращение полученного извне требования в реаАьную цель, выбор одного из имеющихся требований, соотношение произвольного и непроизвольного целеобразования, временная динамика целеобразования, преобразование неосознанных предвосхищений в осознание цели, выделение промежуточных целей. М. изучается также в контексте проблематики общения, межличностных отношений. Здесь оно выступает как интерпретация реакций и движений другого человека, как трактовка результатов предметных действий и деятельности в целом, как понимание речевой (устной и письменной) продукции другого человека. Межличностное познание включает в себя формирование представлений об образе мыслей другого человека, стиле его мышления, о том, что он думает о субъекте М., и о том, что он думает по поводу того, что субъект думает о нем самом, и т. д. В ходе общения результаты мыслительной деятельности одного человека (знания) передаются другому. Знания могут относиться к предметному миру или к самому процессу решения задач. В последнем случае осуществляются общие методы решения, а сама мыслительная деятельность выступает как совместная, коллективная (см. Групповое принятие решения). М. является составной частью и особым объектом самосознания личности, в структуру которого входит понимание себя как субъекта М., дифференциация «своих» и «чужих» мыслей, осознание еще нерешенной проблемы как именно своей, осознание своего отношения к проблеме. В историческом плане развития М. изучается в контексте становления труда как специфически человеческой деятельности и возникновения языка. При появлении общественного разделения труда на физический и умственный М. приобретает форму самостоятельной деятельности со своими мотивами, целями, операциями. Примером такой деятельности является мышление оператора.

Просмотров: 1059
Категория: Словари и энциклопедии » Психология »




Другие новости по теме:

  • АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • АЛГОРИТМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА-ОПЕРАТОРА
  • Анализ результатов деятельности
  • ВЕДУЩИЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • ВИДЫ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ
  • Виды речевой деятельности и их особенности
  • Виды учебной деятельности
  • ГУМАНИЗМ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА
  • ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА-ОПЕРАТОРА
  • ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБЩЕНИЯ УЧИТЕЛЯ
  • ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБЩЕНИЯ УЧИТЕЛЯ
  • КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ВИДЫ
  • ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Личностные результаты образовательной деятельности
  • МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • МОДЕЛИ НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Метапредметные результаты образовательной деятельности
  • Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
  • ОПТИМИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
  • ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Обходные пути решения задачи
  • Операции мыслительной деятельности
  • ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Предметные результаты образовательной деятельности
  • Принцип педагогического руководства и самостоятельной деятельности (активности) воспитанников
  • Принятие решения групповое
  • РЕЗУЛЬТАТЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Результаты деятельности
  • УРОВНИ УПРАВЛЕНИЯ И ЗАДАЧИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • анализ результатов деятельности



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь