МАЛАЯ ГРУППА

группа, все члены которой заняты совместной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении; одна из основных классификационных единиц социальной психологии и психологии общения. М. г. представляет собой непосредственное социальное окружение человека — ту социальную среду, в которой он живет и действует. Каждый человек одновременно является членом многих М. г., напр., семьи, производственной бригады, кружка друзей и т. д. Существенным признаком М. г. является контактность, т. е. частые и непосредственные контакты ее членов, потребности в общении. Важнейшим элементом, сплачивающим М. г., является совместный труд. Трудовая деятельность, вырабатывая взаимные требования, общую радость достижения цели, координацию индивидуальных навыков и знаний, осуществляя воспитательное воздействие, превращает М. г. в коллектив. Изучение контактов, возникших в коллективе, предпочтений в общении помогает руководителю проверить, насколько психологически верно организован коллектив, какие эффекты, возникающие на уровне М. г., могут быть использованы в управлении. В современной психологии М. г. рассматривается обычно в качестве системы, поэтому для изучения групповой деятельности весьма перспективным является применение системного подхода. Взаимодействие людей в М. г. может рассматриваться на двух уровнях: официальном, формальном (деловые взаимоотношения) и неформальном (межличностные взаимоотношения). Межличностные взаимоотношения определяются субъективным отношением людей друг к другу. Деловые взаимоотношения определяются характером решаемой задачи и устанавливаются штатным расписанием, должностными инструкциями и другими официальными документами. По своему характеру они могут быть как непосредственными (личное общение), так опосредствованными с помощью других людей или технических устройств. Опосредствованные взаимоотношения в первом случае представляют большой интерес для психологии управления (деятельность руководителя, управляющего, менеджера), во втором случае — для инженерной психологии (деятельность оператора, диспетчера, когда о деятельности других людей они судят не непосредственно, а с помощью приборов и индикаторов; через них же они получают также команды и указания по выполнению тех или иных действий). В соответствии с двумя видами взаимоотношений (деловые и межличностные) различают формальную (официальную) и неформальную структуры М. г. Формальная структура отражает взаимодействие людей по деловому признаку, неформальная структура определяется системой эмоционально направленных связей, взаимными симпатиями и антипатиями. Признаком хорошей организации М. г. является руководящая роль официальной структуры в регулировании межличностных взаимоотношений. Рассмотренные особенности взаимоотношений являются характерными для любой профессиональной группы. Однако в группе операторов они имеют и специфические особенности, суть которых сводится к следующему: 1) операторы зачастую пространственно изолированы друг от друга; 2) в процессе решения групповой задачи большая роль принадлежит взаимоотношениям, опосредствованным различного рода техническими устройствами, что в ряде случаев затрудняет или ослабляет возможность непосредственного общения и наблюдения за действиями других операторов; 3) в процессе решения групповой задачи возрастает роль вероятностного прогнозирования: оператор должен уметь предвидеть действия своих партнеров, причем зачастую это нужно делать при отсутствии непосредственного контакта с ними; 4) результат решения задачи зависит не только от уровня индивидуальной подготовки операторов, но и от их способности к совместному решению задачи в рамках функционально единого, но зачастую пространственно разнесенного сенсомоторного поля. Рассмотренные особенности существенно затрудняют изучение групповой деятельности операторов по сравнению с другими профессиональными группами. Основными методами изучения взаимоотношений в М. г. являются методы социометрии, семантического дифференциала, вопросники, применение приборов типа гомеостат, кибернометр и др.

Просмотров: 994
Категория: Словари и энциклопедии » Психология »




Другие новости по теме:

  •  ВЗАИМООТНОШЕНИЯ (в социальной работе)
  • ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ
  • ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ в психологии
  • Взаимоотношения в группе своих
  • Взаимоотношения в группе чужих
  • Взаимоотношения межличностные
  • Задачи и место психологии в системе наук
  • Задачи психологии труда
  • КОНТРОЛЬ - ОЦЕНКА СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ
  • ЛИЧНОЕ ОБЩЕНИЕ ЛЮДЕЙ
  • МЕТОДЫ ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • НЕОФИЦИАЛЬНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ И ЕГО ПОДЧИНЕННЫХ
  • Обходные пути решения задачи
  • Основные направления исследования общения в зарубежной социальной психологии
  • Особенности групповой психотерапии у психически больных клиентов и проблемы их социальнопсихологической реабилитации
  • Проблема познания людьми друг друга в отечественной психологии
  • РОЛЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛЮДЕЙ В ОБЩЕНИИ
  • СОДЕРЖАНИЕ ГРУППОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Совместимость людей в группе
  • Структура задачи
  • Трудности в общении в контексте психологии здоровья
  • Трудовая деятельность пожилых людей и инвалидов
  • УМЕНИЕ СЛУШАТЬ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ
  • УРОВНИ УПРАВЛЕНИЯ И ЗАДАЧИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • Уровни психотерапии и задачи групповой психотерапии у психически больных
  • ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ ВЗРОСЛЫХ
  • ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГРУППОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • взаимоотношения (в психологии)
  • метод сравнительного анализа индивидуальной и групповой деятельности
  • эффект быть-как-все (BANDWAGON EFFECT) (в экономической психологии)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь