|
Комплектование- составление из отдельных частей (компонентов) единого согласованного целого в соответствии с определенным планом, замыслом. В инженерной психологии и эргономике речь идет о К. рабочего места оператора, К. пульта управления, К. средств отображения информации, К. приборной панели и т. п. В тех случаях, когда нет необходимости детализировать объект К., обобщенно говорят о К. СЧМ или о К. эргатической системы. При этом под термином «К.» понимают, во-первых, процесс проектирования (будь то размещение рабочих мест операторов в операторском зале, систем отображения и ввода информации на рабочем месте, СЧМ и ее оборудования в целом), а во-вторых, характеристику результатов проектирования соответствующих элементов системы. Следовательно, К. эргатической системы является важным этапом ее проектирования, во многом определяющим ее организацию. Рациональная К. системы в целом или ее отдельных частей является достаточно сложной задачей, при решении которой должны учитываться многочисленные независимые, иногда противоречивые факторы и требования, вследствие чего она относится к задачам многофакторной оптимизации. Основной задачей К. является создание оператору условий, необходимых для эффективного выполнения эксплуатационных задач, при сохранении достаточно высокого уровня безопасности работы и функционального состояния оператора. К. эргатической системы состоит обычно из двух стадий. На первой из них проектируемый объект (кабина машины, рабочее место, приборная панель и т. п.) рассматривают как элемент (подсистему) системы более высокого ранга (уровня), т. е. акцентируют внимание на связях проектируемого объекта с этой системой. Необходимость этой стадии при проектировании вытекает из требований системного подхода, в соответствии с которым любой объект разрабатывается и компонуется прежде всего в интересах достижения целей того комплекса, в который он входит как составная часть (подсистема). На второй стадии К. рассматривают внутреннюю структуру проектируемого объекта, выявляют его составные части и связи между ними. Цели этой стадии являются подчиненными по отношению к первой и заключаются в нахождении такого месторасположения компонуемого объекта (параметра), которое обеспечивало бы эффективное использование в составе системы более высокого уровня. Рассмотренный выше общий подход позволяет применительно к СЧМ выделить три вида К., отличающихся между собой масштабами объекта К. (площадями и объемами организуемого пространства), а также принципами К.: 1) К. рабочих мест на пункте управления, в результате чего устанавливают взаимное расположение рабочих мест; 2) К. рабочего места каждого из операторов, представляющая собой процесс размещения средств отображения информации, органов управления и других средств на рабочем месте; 3) К. в пределах одного функционального индикатора, мнемосхемы, табло и т. п., сводящаяся к взаимному размещению шкал и указателей отдельных параметров на лицевой части индикатора, расположению сигнальных устройств, органов управления на пульте или мнемосхеме, органов управления на комбинированных рычагах (например, штурвале) и др. Таким образом, если первый вид К. определяет размещение операторов на пункте управления (т. е. размещение активной части СЧМ) и является в основном объемной задачей, то второй и третий виды К. связаны с проектированием технических средств и представляют преимущественно плоскостную задачу. К. второго вида (т. е. К. технических устройств) обычно называют внешней, а К. третьего (К. в пределах одного устройства) — внутренней. При проектировании СЧМ приходится иметь дело со всеми рассмотренными видами К., причем учет их тесной взаимосвязи и взаимообусловленности является условием реализации системного подхода, обеспечивающего реализацию К. Все виды К. должны быть увязаны друг с другом, хотя они могут выполняться различными группами специалистов и даже различными предприятиями. В то же время рациональная К. системы может быть достигнута лишь при реализации рациональной К. каждого вида для всех относящихся к нему элементов. Разделение К. на три вида отражает объективно существующую структуру, которая проявляется и в последовательности выполнения К., и в связях, существующих между отдельными ее видами. Характерными особенностями всех видов К. являются не только единый системный порядок, но и единый исходный принцип К.: общий инженерно-психологический принцип максимального снижения трудоемкости процессов контроля и управления. Общими факторами, влияющими на все виды К., являются: 1) геометрические параметры (соответственно по видам К.: пункта управления, рабочего места, индикатора или пульта); 2) состав (соответственно группы операторов, средств отображения и ввода информации, индуцируемых или регулируемых параметров); 3) принципы К. (соответственно организации комплексных рабочих мест; группировки, соответствия иерархий; внутригрупповой К.: преемственности внутригрупповых принципов, алгоритма деятельности, мнемоники и др.) (М. И. Юровицкий). Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|