Внеситуативно-личностное общение

(лат. situatio — положение) — высшая форма общения ребенка со взрослым в концепции М.И.Лисиной, возникающая в старшем дошкольном возрасте и характерная для детей 6—7 лет. В.-л. о. направлено на познание социального, а не предметного мира. Оно не включено в какуюлибо другую деятельность и представляет собой общение в чистом виде. В.-л. о. протекает в форме эпизодов, имеющих самостоятельное значение для ребенка и не являющихся аспектом какого-либо иного сотрудничества со взрослым. В.-л. о. формируется на основе личностных мотивов, побуждающих ребенка к коммуникации. Взрослый привлекает ребенка не только как источник знаний о социальных явлениях, но и как уникальная личность, со всеми своими свойствами и отношениями. В.-л. о. позволяет ребенку обсудить свои отношения с другими детьми, достоинства и недостатки своих товарищей, нормы поведения в группе и пр. Взрослый в таком обсуждении выступает как компетентный судья, с которым ребенок стремится согласовать свое отношение к окружающему, добиться общности взглядов и оценок. Потребность в общении на этом этапе включает в качестве основного компонента потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого. При этом она сохраняет в своем содержании и все прежние компоненты: потребность во внимании и доброжелательности взрослого, в сотрудничестве с ним и в его уважении. Старший дошкольник нуждается в одобрении и положительной оценке взрослого. Но для него особенно важно получить оценку тех или иных качеств и поступков (как своих, так и других людей). Он стремится к тому, чтобы его отношение к тем или иным событиям совпало с отношением взрослого. Такая общность взглядов и оценок является показателем их правильности. Среди разнообразных средств В.-л. о. основное место занимают речевые. В.-л. о. имеет важное значение для развития личности ребенка. Во-первых, в нем он усваивает нормы и правила поведения и начинает сознательно следовать им. Во-вторых, учится видеть себя со стороны и оценивать собственные действия, что является необходимым условием овладения своим поведением. В-третьих, ребенок начинает дифференцировать различные социальные роли взрослых (воспитателя, врача, учителя) и в соответствии с этим поразному строить свои отношения с ними. В.-л. о. является существенным моментом подготовки ребенка к школьному обучению, важную частью которой составляет отношение ко взрослому как к учителю и умение занять позицию ученика. Е. О. Смирнова

Просмотров: 5023
Категория: Словари и энциклопедии » Психология »




Другие новости по теме:

  • Амбивалентность поведения ребенка
  • Воспроизводство культуры в ходе пси хического развития ребенка
  • ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ
  • ДОМ РЕБЕНКА
  • ДОМА РЕБЕНКА
  • ДОМА РЕБЕНКА
  • ДОМА РЕБЕНКА
  • Диагностика развития общения ребенка со взрослым в раннем возрасте. Л. Н. Галигузова
  • Диагностика развития общения ребенка со взрослым на первом году жизни
  • Дневник развития ребенка
  • Дневники ребенка
  • Достаточно хорошая мать в создании среды развития ребенка
  • Зона ближайшего развития ребенка
  • ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
  • КОГНИТИВНАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
  • КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА РЕБЕНКА
  • Коллективный характер воспитания и обучения в сочетании с развитием индивидуальных особенностей личности каждого ребенка
  • МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
  • Методика «Межличностные отношения ребенка»
  • НАРУШЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА
  • ПРАВА РЕБЕНКА
  • ПРАВА РЕБЕНКА
  • Педагогическое общение: образ ребенка
  • Пособие на ребенка
  • РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА
  • Стадии развития поведения ребенка
  • Субъективный образ мира у ребенка
  • Уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему
  • ФАНТАЗИЯ, ПРИЕМНОГО РЕБЕНКА
  • дом ребенка



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь