Конструирование детское

[лат. construеге — составлять, собирать, строить] — широко распространенный среди детей вид продуктивной деятельности. Впервые проявляется в раннем возрасте в процессе совместных со взрослым действий с разнообразными кубиками и дидактическими игрушками. У дошкольников К. протекает в форме творческой игры. Оно имеет некоторые особенности: К. предполагает специфические приемы обследования (умение вычленить основные части, опорные детали, их расположение и т.д.), определенные способы действия и построения конструкций. Различают К. по образцу, К. по условиям, К. по замыслу. К. по образцу — первый и необходимый этап в развитии конструктивной деятельности. Оно может быть двух типов: «элементного» и «модельного». К. по образцу «элементного» типа предполагает воспроизведение из кубиков постройки по готовому образцу, на котором хорошо видно, из каких элементов он выполнен (кубики, пирамиды и т.д.). К. «модельного» типа предусматривает готовый образец, но на нем не видны составляющие его элементы, и ребенок должен воспроизвести предложенную модель из отдельных кубиков. Расчлененный «элементный» образец целесообразно применять лишь в самом начале овладения конструктивной деятельностью. Длительное использование этого вида К. не способствует развитию творческой деятельности ребенка. Более эффективным оказывается использование целостного, нерасчлененного образца и образца в виде рисунка. К. по условиям предусматривает создание ребенком постройки не на основе образца, а на основе условий, требований, выдвинутых игрой или взрослым (построить пароход так, чтобы на нем разместились пассажиры, построить мост через реку для проезда транспорта и пр.). Этот вид К. предполагает усвоение детьми зависимости конструкции предмета от его назначения, умения считаться с предъявляемыми условиями, выполнить их. В процессе К. по условиям ребенок научается решать задачи различными способами на основе одних и тех же условий, что создает важные предпосылки для развития творчества. К концу дошкольного возраста дети могут успешно выполнять постройки, отвечающие достаточно разнообразным и сложным условиям. Дошкольники широко используют и К. по замыслу (особенно в игровой деятельности). Они охотно применяют постройки по замыслу для развертывания сюжетно-ролевой игры (построенный корабль отправляется в плавание, в домике дети размещают не только кукол, но и поселяются сами и т.д.). Для создания сооружений детьми используется не только специальный строительный материал, но и любой другой (палки, коробки, подушки и т. п.). Этот тип К. не только развивает специальные способности ребенка, но и способствует активному формированию важных навыков общения. Дети научаются согласовывать свои планы и действия, проявлять инициативу, отстаивать свои предложения, уступать, помогать друг другу, радоваться общему успеху. В конце дошкольного периода в К. по замыслу у детей проявляется способность к самостоятельному планированию своей деятельности, тенденция к творчеству. К 6 — 7 годам при условии грамотного руководства со стороны взрослого К. д. всех типов достигает относительно высокого уровня. В школе К. является средством развития конструктивно-технических, творческих способностей учащихся. В процессе К. учащиеся углубляют свои теоретические знания, учатся их применять. В настоящее время в младших классах проводятся специальные уроки К., на которых дети создают разнообразные модели, машины, сооружения, используя специально разработанные и выпускаемые промышленностью конструкторы для 1, 2, 3 классов. На уроках К. дети знакомятся с новым видом К. — техническим. Учителю чрезвычайно важно научить школьника продумыванию двух сторон конструкции: конструктивной (действие конструкций, назначение деталей, способ их соединения и т.д.) и технологической. Процесс К. протекает не одинаково у разных школьников: в зависимости от возраста, подготовленности, личного интереса ребенка, от сложности поставленных технических задач. Но все младшие школьники (как и дошкольники) стремятся так конструировать, чтобы было «как настоящее» (автомобиль должен быть на колесах, а самолет — летать или быть похожим на настоящий своими формами). В подростковом возрасте у некоторых детей (преимущественно у мальчиков) обнаруживаются способности к еще одному виду К. — моделированию (авиамоделированию, судомоделированию и т. п.). Л. М. Царегородцева

Просмотров: 1257
Категория: Словари и энциклопедии » Психология »




Другие новости по теме:

  • Активизация творческой деятельности
  • Анализ продуктов деятельности (творчества)
  • ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ
  • ДЕТИ С ПРОБЛЕМАМИ РАЗВИТИЯ
  • Дети с нарушениями интеллекта. Умственно отсталые дети
  • Дети с отклонениями в психическом развитии
  • Дети с проблемами развития
  • Диагностика развития общения ребенка со взрослым в раннем возрасте. Л. Н. Галигузова
  • Диагностика развития общения ребенка со взрослым на первом году жизни
  • Достаточно хорошая мать в создании среды развития ребенка
  • МЕТОДИКА КОЛЛЕКТИВНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ методика Иванова
  • Моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе
  • Моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе
  • НЕСООТВЕТСТВИЕ ОБРАЗЦУ
  • НОРМАТИВНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
  • Нормативно-правовое обеспечение образовательной и учебной деятельности на основе информационных технологий
  • Нормативное сопровождение требований к условиям реализации основных общеобразовательных программ
  • ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МЕСТАМИ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
  • ОЦЕНИВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
  • Обеспеченность детей дошкольного возраста местами в дошкольных учреждениях (количество мест на 1000 детей)
  • Показатели развития профессиональных знаний и умений, необходимых педагогам для медиаобразовательной деятельности
  • Реципрокный паттерн взаимодействия, при котором событие может одновременно быть следствием предшествующего и причиной последующего события.
  • СПЕЦИАЛЬНЫЕ (КОРРЕКЦИОННЫЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ для детей, имеющих нарушения в психофизическом развитии
  • СПОСОБ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • СПОСОБ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • СПОСОБ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Сексуальное использование одних детей в семье другими
  • ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
  • ТРИАДА ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Формы организации образовательной деятельности детей



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь