МУЖСКОЙ ПРОТЕСТ

– одно из понятий индивидуальной психологии А. Адлера, обозначающее стремление ребенка преодолеть чувство неполноценности. Мужской протест является не чем иным, как бессознательным бунтом ребенка против ощущения своей слабости перед другими детьми, родителями и миром в целом. Он олицетворяет собой борьбу ребенка за преодоление своей несамостоятельности и несостоятельности в жизни.

   Ощущение собственной слабости воспринимается ребенком в качестве проявления женственности, в то время как борьба против слабости становится выражением мужественности. И мальчики, и девочки реагируют на свою слабость одинаково: ее признание означает действие по-женски, ее неприятие и протест – действие по-мужски.

   Покорность перед родителями, зависимость от взрослых, несамостоятельность в мышлении и поведении, бессилие перед окружающим миром – все это может ощущаться ребенком как нечто женское. Стремление к самостоятельности и самоутверждению, проявление непокорности и непослушания, желание быть активным и сильным – таковы проявления своеобразного мужского протеста, к которому прибегают как мальчики, так и девочки.

   А. Адлер считал, что умаление значения женственности и идеализация мужественности являются характерными чертами современной культуры, налагающей отпечаток на воспитание детей. Проявление грубой силы ассоциируется с достижением успеха в жизни, выражение слабости – с неудачей и поражением. В культуре, основанной на преобладании подобных ценностей, мужчины более ценимы и уважаемы, чем женщины. В этом отношении мужской протест включает в себя социальную оценку, так как является реакцией на недостаток современной культуры, в рамках которой женщина рассматривается как неполноценное существо.

   Чувствуя неудовлетворенность своей ролью в семье и обществе, многие девочки пытаются действовать как мальчики. Во многом их действия могут быть полезными. Однако, считал А. Адлер, они включают в себя также бесполезные тенденции, которые могут представлять опасность для последующего развития ребенка. Так, на основе мужского протеста может сформироваться отвращение к браку или сексуальной роли женщины. По выражению А. Адлера, чувство неудовлетворения, вызванное женской ролью, и стремление перенять пороки мужчин, становятся опасными для жизни женщины.

   Идеализация мужественности налагает на мальчика или подрастающего юношу обязанность культивировать свою силу и скрывать слабость. Нередко он стремится не только возвыситься над женщиной, но и стать своего рода суперменом. Он прилагает все свои усилия, чтобы если не быть, то хотя бы казаться сильным и мужественным в глазах окружающих его людей. Это может привести к тому, что он, согласно А. Адлеру, начнет преувеличивать свои собственные силы, и малейший сбой в отношениях с людьми или поражение в жизни будут восприниматься особенно остро, мучительно, болезненно. Страх оказаться не на высоте перед женщиной может привести к психической импотенции (несостоятельности как мужчины).

   В классическом психоанализе не использовалось понятие мужского протеста. Правда, З. Фрейд отмечал, что с точки зрения психоаналитического исследования он с самого начала признавал существование и значение мужского протеста. Однако в противоположность А. Адлеру, который в основу мужского протеста положил не сексуальное влечение, а социальную оценку, основатель психоанализа отстаивал нарциссическую (связанную с направленностью сексуального влечения на Я) природу этого протеста и его происхождение из кастрационного комплекса (страх за пенис у мальчика и зависть из-за мужского полового органа у девочки).

   З. Фрейд полагал, что зависть к пенису оказывает предопределяющее воздействие на психосексуальное развитие девочки, формирование ее характера, становление женской психологии. На зависти к пенису основывается стремление многих девочек стать мальчиками, во всем походить на них – в одежде, прическе, манерах поведения. Некоторые взрослые женщины хотели бы быть похожими на мужчин в своей интеллектуальной, профессиональной деятельности.

   Согласно З. Фрейду, так называемый мужской протест составляет только одну черту характера, в развитии которого он принимает участие наряду с другими факторами, и совершенно непригоден для объяснения природы неврозов. Известны случаи неврозов, в которых мужской протест, или, по терминологии З. Фрейда, кастрационный комплекс, не играет никакой патологической роли или вообще не встречается.

   Опубликовавший работу «Фрейд, его личность, учение и школа» (1924) австрийский психоаналитик Ф. Виттельс (1880–1951) считал, что введенное А. Адлером понятие мужского протеста является неудачным. Часто оно приводит к неправильному толкованию самой идеи протеста человека против своей слабости. По словам Ф. Виттельса, этот протест не имеет ничего общего с мужским полом, поскольку он проявляется и у мужчин, и у женщин, и у детей.

   В работах более позднего периода своей теоретической и клинической деятельности А. Адлер вместо понятия мужского протеста стал использовать иные термины. В частности, преодоление человеком чувства неполноценности рассматривалось им через призму «стремления к превосходству» и «стремления к совершенству».

   

Просмотров: 1577
Категория: Словари и энциклопедии » Психология »




Другие новости по теме:

  • (Грамматически о гласном): обоюдный, т.е. тот, который может быть и долгим и кратким
  • Астения в виде раздражительной слабости
  • ВЕРХНИЙ РЕГИСТР МУЖСКОГО ГОЛОСА
  • Воздержаться от замечаний, от своей реплики
  • Диагностика развития общения ребенка со взрослым на первом году жизни
  • Использование терапевтом своей личности
  • КРЕЧМЕРА СИНДРОМ ЦЕРЕБРОВАЗАЛЬНОЙ СЛАБОСТИ
  • Кречмера синдром церебровазальной слабости
  • МУЖСКОЙ ПРОТЕСТ (MASCULINE PROTEST)
  • Маскулинный протест
  • Мужской протест
  • Мужской протест
  • Образы мужчины и женщины в языковом сознании
  • ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПО МУЖСКОЙ ЛИНИИ
  • ПРОТЕСТ
  • ПРОТЕСТ
  • ПРОТЕСТ ВЕКСЕЛЯ
  • Переоценка своей личности
  • Политический протест
  • Предпочтение своей группы
  • Приобретение менеджерами и служащими контрольного пакета акций своей компании
  • Протест
  • Протест
  • Протест (общественный)
  • Расширение своей личности
  • Реакция протеста или реакция оппозиции
  • Репертуар коллективных действий (репертуар протеста)
  • Реципрокный паттерн взаимодействия, при котором событие может одновременно быть следствием предшествующего и причиной последующего события.
  • Упоение своей речью
  • Учет своей личности



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь