|
ФАЛЛОС– образное представление мужского полового органа, символическое значение мужских гениталий. Представление о фаллосе как символическом изображении мужских гениталий содержалось в работах З. Фрейда, посвященных анализу сновидений и проблемам инфантильной сексуальности. В «Толковании сновидений» основатель психоанализа рассмотрел типичные сновидения с характерной для них символикой. В частности, он полагал, что в сновидениях мужчин галстук служит часто символом пениса не только потому, что имеет продолговатую форму и служит соответствующим атрибутом мужчины, но и потому, что, по его словам, «галстук можно выбрать себе любой, по желанию, – свобода, совершенно недопустимая относительно истинного значения этого символа». В третьем издании «Толкования сновидений» (1913) он сослался на венского психоаналитика П. Федерна (1872–1950), высказавшего соображение о связи сновидений о полетах с представлением об эрекции, и пояснил, что явление эрекции издавна вызывало такие фантазии человека, которые находили свое отражение в изображении «крылатых фаллосов древности». В своем символизирующем значении фаллос действительно имел широкое распространение в античных произведениях искусства, будь то скульптурные изображения или священные амулеты. Он сохранил свое величие и в современном искусстве, когда на художественных выставках можно встретить абстрактное изображение мужских половых органов, а на светских тусовках – трехметровую скульптуру фаллоса. В «Лекциях по введению в психоанализ» (1916/17) З. Фрейд особо подчеркнул, что сновидения изображают мужские гениталии несколькими символами. Так, в различных сновидениях мужской член может заменяться: символически похожими на него по форме длинными, торчащими вверх предметами (палки, зонты, шесты); объектами, способными проникать вовнутрь и ранить (ножи, копья, огнестрельное оружие); предметами, из которых льется вода (фонтаны, водопроводные краны) или которые способны подниматься вверх (воздушные шары, аэропланы); различными инструментами (плуг, напильник) и др. С точки зрения З. Фрейда, символическое значение мужского органа находит свое отражение не только в сновидениях, но и в языке, мифах, народном фольклоре. Существуют грибы, которые из-за своего сходства с мужскими гениталиями получили название Phallus impudicus. Пламя огня по форме и движению также напоминает фаллос, что находит свое недвусмысленное отражение в различных мифах. Как заметил З. Фрейд в своей работе «О добывании огня» (1932), «не может вызывать сомнений, что пламя в мифическом понимании являлось фаллосом». В «Трех очерках по теории сексуальности» (1905) основатель психоанализа затронул вопрос о роли пениса в психосексуальном развитии детей, как мальчиков, так и девочек. В последующих переизданиях этой работы он внес такое дополнение к выдвинутой им сексуальной теории, которое непосредственно относилось к психоаналитическому понятию фаллоса. Не случайно, говоря об инфантильной генитальной организации, в одном из последних изданий своего раннего труда З. Фрейд отметил, что значение кастрационного комплекса можно полностью оценить только тогда, когда «принимается во внимание также его развитие в фазе примата фаллоса». Размышления о фаллосе содержались также в таких работах З. Фрейда, как «Воспоминание Леонардо да Винчи о раннем детстве» (1910) и «Фетишизм» (1927). В первой работе он подчеркнул, что «фантазия людей не считает неприличным наделять образ, призванный олицетворять суть матери, противоположными признаками мужской силы», а в мифологии часто находит отображение «присоединенный к женскому телу фаллос». Во второй – высказал мысль о том, что «фетиш есть заменитель фаллоса женщины (матери)». В современной психоаналитической литературе проводится существенное различие между пенисом, как реальным телесным мужским половым органом, и фаллосом, как обобщенным понятием, символизирующим его значение в жизни людей и развитии культуры. Основываясь на представлениях французского психоаналитика Ж. Лакана (1901–1981) о реальном («здесь и теперь»), воображаемом (нарциссический образ Я о самом себе) и символическом (интернализованные нормы культуры, используемые Я для оправдания своего нарциссизма), фаллос рассматривается некоторыми психоаналитиками в качестве «означающего желания». В этом смысле фаллос как конкретный объект желания недостижим. Он является символом патриархальной власти, а обладание им становится условием культурного самоутверждения человека в фаллоцентрической цивилизации. Если в реальной жизни желание фаллоса подменяется у человека желанием пениса, то это может приводить к драматическим ситуациям, типа той, что произошла в США в 90-х годах, когда, находясь в аффективном состоянии, молодая женщина сразу же после принудительного полового акта ампутировала член своего мужа, а затем, находясь в машине по дороге на работу и обнаружив в своей руке отрезанный пенис, выбросила его в окошко на обочину дороги. Драматическая история закончилась благополучно: полицейские нашли отрезанный орган, хирург произвел уникальную операцию по возвращению пениса на место и восстановлению его функций, судебное разбирательство завершилось оправданием обоих супругов. При переводе оправдательного вердикта с юридической терминологии на психоаналитический язык, что было осуществлено американским аналитиком П. Болдыревым в статье «Месть фаллоса: американский вариант» (1997), оказалось, что «членовредительница» невиновна, поскольку она «галлюцинаторно присвоила себе «не реальный пенис мужа, лишив его тем самым оружия насилия, но ирреальный объект своего собственного желания – фаллос», и что «насильник» тоже невиновен, так как он «совершал насилие не над плотью супруги, а над ее фаллическими (псевдофаллическими) фантазиями». Как в том, так и в другом случае истинным виновником случившегося стал фаллос. Словом, осознанно или бессознательно, психоаналитические представления о различии между пенисом и фаллосом вплетаются в контекст современной жизни и используются, в частности, в юридической практике.
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|