ФАЛЛОС

– образное представление мужского полового органа, символическое значение мужских гениталий.

   Представление о фаллосе как символическом изображении мужских гениталий содержалось в работах З. Фрейда, посвященных анализу сновидений и проблемам инфантильной сексуальности.

   В «Толковании сновидений» основатель психоанализа рассмотрел типичные сновидения с характерной для них символикой. В частности, он полагал, что в сновидениях мужчин галстук служит часто символом пениса не только потому, что имеет продолговатую форму и служит соответствующим атрибутом мужчины, но и потому, что, по его словам, «галстук можно выбрать себе любой, по желанию, – свобода, совершенно недопустимая относительно истинного значения этого символа». В третьем издании «Толкования сновидений» (1913) он сослался на венского психоаналитика П. Федерна (1872–1950), высказавшего соображение о связи сновидений о полетах с представлением об эрекции, и пояснил, что явление эрекции издавна вызывало такие фантазии человека, которые находили свое отражение в изображении «крылатых фаллосов древности».

   В своем символизирующем значении фаллос действительно имел широкое распространение в античных произведениях искусства, будь то скульптурные изображения или священные амулеты. Он сохранил свое величие и в современном искусстве, когда на художественных выставках можно встретить абстрактное изображение мужских половых органов, а на светских тусовках – трехметровую скульптуру фаллоса.

   В «Лекциях по введению в психоанализ» (1916/17) З. Фрейд особо подчеркнул, что сновидения изображают мужские гениталии несколькими символами. Так, в различных сновидениях мужской член может заменяться: символически похожими на него по форме длинными, торчащими вверх предметами (палки, зонты, шесты); объектами, способными проникать вовнутрь и ранить (ножи, копья, огнестрельное оружие); предметами, из которых льется вода (фонтаны, водопроводные краны) или которые способны подниматься вверх (воздушные шары, аэропланы); различными инструментами (плуг, напильник) и др.

   С точки зрения З. Фрейда, символическое значение мужского органа находит свое отражение не только в сновидениях, но и в языке, мифах, народном фольклоре. Существуют грибы, которые из-за своего сходства с мужскими гениталиями получили название Phallus impudicus. Пламя огня по форме и движению также напоминает фаллос, что находит свое недвусмысленное отражение в различных мифах. Как заметил З. Фрейд в своей работе «О добывании огня» (1932), «не может вызывать сомнений, что пламя в мифическом понимании являлось фаллосом».

   В «Трех очерках по теории сексуальности» (1905) основатель психоанализа затронул вопрос о роли пениса в психосексуальном развитии детей, как мальчиков, так и девочек. В последующих переизданиях этой работы он внес такое дополнение к выдвинутой им сексуальной теории, которое непосредственно относилось к психоаналитическому понятию фаллоса. Не случайно, говоря об инфантильной генитальной организации, в одном из последних изданий своего раннего труда З. Фрейд отметил, что значение кастрационного комплекса можно полностью оценить только тогда, когда «принимается во внимание также его развитие в фазе примата фаллоса».

   Размышления о фаллосе содержались также в таких работах З. Фрейда, как «Воспоминание Леонардо да Винчи о раннем детстве» (1910) и «Фетишизм» (1927). В первой работе он подчеркнул, что «фантазия людей не считает неприличным наделять образ, призванный олицетворять суть матери, противоположными признаками мужской силы», а в мифологии часто находит отображение «присоединенный к женскому телу фаллос». Во второй – высказал мысль о том, что «фетиш есть заменитель фаллоса женщины (матери)».

   В современной психоаналитической литературе проводится существенное различие между пенисом, как реальным телесным мужским половым органом, и фаллосом, как обобщенным понятием, символизирующим его значение в жизни людей и развитии культуры.

   Основываясь на представлениях французского психоаналитика Ж. Лакана (1901–1981) о реальном («здесь и теперь»), воображаемом (нарциссический образ Я о самом себе) и символическом (интернализованные нормы культуры, используемые Я для оправдания своего нарциссизма), фаллос рассматривается некоторыми психоаналитиками в качестве «означающего желания». В этом смысле фаллос как конкретный объект желания недостижим. Он является символом патриархальной власти, а обладание им становится условием культурного самоутверждения человека в фаллоцентрической цивилизации.

   Если в реальной жизни желание фаллоса подменяется у человека желанием пениса, то это может приводить к драматическим ситуациям, типа той, что произошла в США в 90-х годах, когда, находясь в аффективном состоянии, молодая женщина сразу же после принудительного полового акта ампутировала член своего мужа, а затем, находясь в машине по дороге на работу и обнаружив в своей руке отрезанный пенис, выбросила его в окошко на обочину дороги. Драматическая история закончилась благополучно: полицейские нашли отрезанный орган, хирург произвел уникальную операцию по возвращению пениса на место и восстановлению его функций, судебное разбирательство завершилось оправданием обоих супругов. При переводе оправдательного вердикта с юридической терминологии на психоаналитический язык, что было осуществлено американским аналитиком П. Болдыревым в статье «Месть фаллоса: американский вариант» (1997), оказалось, что «членовредительница» невиновна, поскольку она «галлюцинаторно присвоила себе «не реальный пенис мужа, лишив его тем самым оружия насилия, но ирреальный объект своего собственного желания – фаллос», и что «насильник» тоже невиновен, так как он «совершал насилие не над плотью супруги, а над ее фаллическими (псевдофаллическими) фантазиями». Как в том, так и в другом случае истинным виновником случившегося стал фаллос. Словом, осознанно или бессознательно, психоаналитические представления о различии между пенисом и фаллосом вплетаются в контекст современной жизни и используются, в частности, в юридической практике.

   

Просмотров: 2753
Категория: Словари и энциклопедии » Психология »




Другие новости по теме:

  • «ЧТО ДЕЛАТЬ?
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • «ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?»
  • Второе значение образования как результата
  • Делать вид, что не понимаешь
  • Знание “что”
  • ЗНАНИЕ ЧТО
  • ИГРА КАК ОБЛАСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЖИЗНИ
  • ИСТОРИЯ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ
  • МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
  • Мудролюбие, что и любомудрие
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • Пенис и фаллос
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • ПРОЦЕДУРА ВЫРАБОТКИ У КЛИЕНТА УВЕРЕННОСТИ В ТОМ, ЧТО ЕГО ПРОБЛЕМА БУДЕТ УСПЕШНО РЕШЕНА
  • Самоубийство как образ жизни
  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОСТ ЧЕЛОВЕКА КАК ЛИЧНОСТИ
  • То, что неподвластно забвению, правда, истина, верность, искренность, правдивость, истинность
  • Упирать на что-л
  • УРБАНИЗМ КАК ОБРАЗ ЖИЗНИ
  • ФАЛЛИСТИЧЕСКИЙ (ФАЛЛОС)
  • ФАЛЛОС
  • Фаллос
  • ФАЛЛОС
  • ФАЛЛОС
  • ФАЛЛОС (PHALLUS)
  • Что такое русская идея?
  • ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?
  • Я знаю, что ничего не знаю
  • Я как мыслящая вещь. Сущность человека: Декарт



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь